Рынок стоит на "паузе", "железо" дорожает благодаря росту курса доллара, рекламодатели не спешат расставаться с деньгами. Несмотря на это генеральный директор Mail.Ru Дмитрий Гришин уверен, что потребность в интернете будет только увеличиваться.
"Мы готовились к тому, что январь и февраль станут не очень
хорошими для российского интернета. Дальше прогнозировать было сложно. Но были
надежды, что ситуация постепенно начнется выправляться. По итогам февраля у нас
рост рублевой выручки составил 40%, в долларовом эквиваленте, соответственно,
рост где-то 3-4%. Опять же, мы готовились к тому, что январь будет хуже, но
месяц оказался не так уж и плох. Хотя сама тенденция, на мой взгляд, ухудшается.
То есть деньги становится зарабатывать все тяжелее, усилий для того, чтобы
заработать каждый доллар надо прилагать больше. Пока в марте ситуация хуже, чем
в начале года: растет дебиторка. Мы уже настраиваемся на то, что результаты 2009
года вряд ли превзойдут год минувший. Скорее всего, рост на рекламном рынке
будет нулевым.
Что касается увольнений: мы постарались их
избежать. Для нас оптимальное количество персонала – 500 человек. Мы стараемся
придерживаться этого уровня. Даже начали немного поднабирать народ. Рынок труда
претерпел изменения и стал рынком работодателей. Хотя, что касается интернета,
здесь изменения не настолько сильные. Все ждали, что на рынке труда появится
много программистов и других интернет-специалистов. Эта тенденция появилась, но
пока она не настолько сильна, как все ожидали. Возможно, это связано с тем, что
интернет славился тем, что здесь итак был достаточно большой процент
высококвалифицированного персонала. Поэтому пока эти специалисты держатся на
своих местах.
В целом, ситуацию я бы охарактеризовал так: она
выглядит более оптимистичной, чем мы ожидали, но при этом тенденция ухудшается.
Несмотря на то, что мы видим рост рекламной выручки в рублях, мы понимаем, что
стратегически ситуация ухудшается. Курс рубля к доллару изменялся,
маржинальность бизнеса уменьшается.
Рынок готовится к тому, что клиент будет требовать большие
скидки и снижения цен. Я не могу сказать, что все упало, например, в пять раз.
Но рекламодатели нажимают на "Паузу". В период кризиса мы стараемся не потерять
важных и нужных людей, не расставаться с ними, максимально контролировать
ситуацию. С тем, чтобы когда она начнет исправляться сразу же этим
воспользоваться. Для рынка актуален режим "Паузы". Он не нажимает на "Стоп", но
держит руку на "Паузе" и смотрит, какое развитие ситуации будет в
марте-апреле.
Читайте также:
Дно на жилищном рынке достигнуто
При этом хочу отметить, что в январе, феврале и марте
аудитория у нас продолжает расти. Если говорить о показателе год-к-году, то рост
может составить больше 25% по аудитории. Немного меняются предпочтения.
Посетители интернета начинают больше интересоваться новостями. Интенсивность
использования новостных проектов повышается. Насколько ситуация
будет сохраняться предсказать сложно, но пока мы видим, что посетители интернета
с развлекательного сегмента перемещаются в новостной.
Я бы определил две возможные проблемы, которые могут
возникнуть у компаний, работающих в Интернете. Во-первых, это дорожающее
"железо". Во-вторых, телекомы, то есть крупные компании, с помощью которых наша
продукция доходит до потребителей. У ряда этих компаний довольно большие
долларовые кредиты. Крупные телекоммуникационные компании стали сворачивать
инвестпрограммы, перестают инвестировать в новые каналы, например. Возможно, это
скорректирует ситуацию с приростом аудитории. Может спасти ситуацию то, что
сейчас производители компьютеров пытаются уйти в сегмент очень дешевых
компьютеров – средней стоимостью $300-400. Я общался с представителями компании
"М. Видео". Они говорят, что у них это товар №1 по продажам. Они не ожидали, что
у них сметут все эти дешевые ноутбуки. Возможно, это станет антикризисным
решением для продолжение роста компьютерной базы во всем мире.
Если раньше у нас была стратегия: мы живем на
телекоммуникационных компаниях и сами в этот бизнес не лезем, то теперь мы будем
ее менять и пытаться какую-то часть брать на себя и этим заниматься.
Единственный позитивный момент сейчас для работы на московском рынке –
подешевело электричество. Не с точки зрения потребления, а с точки зрения
получения больших мощностей"