Владимир Лисин объехал конкурентов через Петербург

Автор фото: "ДП"
Владимир Лисин

Компания "Морской порт Санкт–Петербург", подконтрольная олигарху Владимиру Лисину, получила контракт, который лишает работы финнов и дает ее петербуржцам.

ОАО "Морпорт Санкт–Петербург" договорилось с крупнейшим европейским автодистрибьютором BLG Logistics о поставках машин на свой терминал. Другие автотерминалы региона в глубоком кризисе.
Новый контракт позволит ОАО "Морской порт Санкт–Петербург" (97% подконтрольно Владимиру Лисину) сохранить прошлогодние объемы — чуть более 40 тыс. машин. BLG Logistics — оператор крупнейшего в Европе терминала по обработке автомобилей в Бременхафене (Германия), в 2008 году через него было перевалено 2 млн автомобилей. В Россию компания до сих пор поставляла машины в основном через финские порты.
Поставки на терминал Третьей стивидорной компании, которая входит в группу "Морпорт Санкт–Петербург", начнутся с апреля. Какие конкретно машины будут проходить через причалы Морпорта Санкт–Петербург не сообщается. Пока крупнейшим клиентом BLG в Петербурге является марка Hyundai. В 2008 году ее продажи в России составили 193 тыс. машин.
Стоимость перевозки одной машины, к примеру, из Котки в Петербург на автовозе до кризиса составляла примерно $500. Но импортеры предпочитали именно эту, более дорогую схему из–за низкого качества сервиса в российских портах. Видимо, кризис заставил производителей пересмотреть свои транспортные расходы. Доходы операторов терминалов от перегрузки одной машины составляют около $100 (в Петербурге и в Финляндии цены сейчас сравнялись), так что выручка Морпорта Санкт-Петербург в 2009 году от сотрудничества с BLG может достигнуть 140 млн рублей. Это сопоставимо с расходами компании на строительство автомобильного терминала в 2008 году.
Еще в 2008 году российский авторынок бил все рекорды, импортеры работали в условиях острого дефицита мощностей. Едва открывшись, петербургские терминалы обеспечивали перегрузку до 32 тыс. Владимир ЛисинВладимир Лисинмашин в месяц. Но по итогам января–февраля 2009 года продажи иностранных автомобилей в России упали на 36%. Причем продаются сейчас лишь прошлогодние запасы. Кроме общего падения спроса проблем импортерам в январе добавило и правительство РФ, резко поднявшее ввозные пошлины на автомобили.
Из четырех площадок, специально оборудованных в Петербурге начиная с 2007 года для работы с автомобилями, работают лишь две. В числе невостребованных с начала года оказался и терминал Третьей стивидорной компании. Работа ведется лишь на ООО "Морской рыбный порт" и ОАО "Петролеспорт". Объемы их перевалки, по разным оценкам, с начала года составляют 7–11 тыс. штук. В Усть–Луге, по неофициальным данным, принято не более 3,5 тыс. машин.
Объем импорта в 2009 году будет падать также из–за роста объемов отечественной сборки. В 2009 году ее доля в общем объеме продаж вырастет с 18,6% минимум до 25%. Так, к примеру, концерн Hyundai из 193 тыс. проданных в прошлом году машин более 100 тыс. произвел в России. С вводом в 2010 году завода в Петербурге доля импорта этой одной из крупнейших в России марок сократится еще больше.
Кстати: по данным Forbes, состояние Лисина в 2008 году оценивалось в $23,4 млрд, в марте 2009 года — уже $5,2 млрд (93–е место в сотне богатейших людей мира).
Денис Лебедев