Как получить кредит в три часа ночи, в чем смысл банка для полуночников и как бороться с рейдерами рассказал председатель совета директоров Банка24.ру Ярослав Алексеев.
Dpmoney: В мире кризис бушует, а Банк24.ру решил завоевывать Москву,
еще и приучать жителей столицы к новому формату – круглосуточным
банкам.
Ярослав Алексеев: Не имеет смысл открывать то, что типично.
В этом случае мы будем конкурировать с теми, кто уже довольно давно присутствует
на рынке. Для того, чтобы иметь успех, нужно самим формировать рынок. Гораздо
приятнее плавать в голубом океане, где нет кучи акул, которые вас норовят
покусать, нет смысла лезть туда, где все покраснело от крови уже покусанных
этими акулами. Банк24.ру довольно давно планировал открыть отделение в Москве,
после того, как банк вошел в группу "Лайф" эти планы воплотились в жизнь.
Концепция круглосуточного банка, ориентированного на потребности деловых
людей, на наш взгляд, идеально подходит для Москвы: этому способствует как ритм
мегаполиса, так и потребность клиентов в более широком спектре банковских услуг:
люди хотят иметь круглосуточный доступ к своим счетам, управлять своими
деньгами, владеть пластиковыми картами с чипами и т.д.
Dpmoney: Будет ли разница в объеме предоставления услуг клиентам в
вечернее время и дневное?
Читайте также:
В кризис подешевело...время
Я.А.: Есть тонкости, связанные с естественными
ограничениями. Все услуги, которые наиболее востребованы физическими лицами,
будут предоставляться в ночное время.
Другое дело, что завершение некоторых операции может
произойти только утром. Например, ночью клиент также может пополнить свой
карточный счет, обменять валюту, открыть вклад, написать заявление на
открытие карты Visa, сделать перевод, подать заявку на кредит и т.д. Конечно,
кредитная заявка будет рассмотрена не в момент подачи, а утром следующего дня,
но все начальные шаги клиент может сделать уже ночью.
Dpmoney: Какими аспектами вы руководствовались, когда решили открыть
первое круглосуточное отделение в Москве?
Я.А.: Основной аспект – ориентированность на клиента,
который нуждается в расширенном пакете банковских услуг, нацеленность на
активных и деловых людей. Наши клиенты могут не волноваться выходные наступают,
праздники и т.д – банк открыт всегда. В первый день открытия офиса ночью пришел
клиент и открыл вклад, причем на несколько миллионов рублей. Причем, это
довольно нетипично для вкладчиков. Ночью, согласно нашим исследованиям,
наиболее востребованы обменные операции, переводы и т.д. согласно
нашим данным после 21:00 у нас каждые 2 минуты обслуживается один клиент.
Dpmoney: Расскажите о вашем клиенте. Кто он, человек,
нуждающийся в круглосуточном банке?
Я.А.: Это продвинутый пользователь интернета, активный
деловой человек, который готов платить за сэкономленное время, потому что оно у
него дороже стоимости банковских операций. Однако, среди наших клиентов есть и
обычные пенсионеры. У них самой востребованной услугой остается открытие
депозита. На сегодняшний день у нас порядка 18 тыс. корпоративных
клиентов, частных клиентов около 100 тыс, из них порядка 14 тыс. вкладчиков.
Dpmoney: На сколько увеличатся расходы банка при открытии офиса с
круглосуточным обслуживанием?
Я.А.: Расходы по открытию одного такого отделения
увеличиваются примерно на 30%. Основная затрата – фонд оплаты труда.
Dpmoney: Сейчас много говорят о том, что кризис удачное время для
сделок по слиянию и поглощению. Банк24.ру уже поучаствовал в такой сделке и
вошел в состав группы "Лайф". Планирует ли банк осуществлять сделки по
поглощению?
Я.А.: Действительно, существует ряд банков, которые
значительно подешевели. Но мы не собираемся покупать просто дешевые
активы. Мы готовы проводить такие сделки и, скорее всего, будем их
проводить, но все приобретения должны соответствовать концепции группы.
Логика развития группы – иметь ряд банков с уникальными клиентскими предложения,
которые могли бы дополнять друг друга.
Если нам удастся найти интересный для нас бизнес, который сделает нас еще
более конкурентоспособными, мы совершим эту сделку. Сейчас мы рассматриваем
несколько привлекательных банков в Поволжье, на Урале, в Татарстане.
Dpmoney: Вводил ли Банк24.ру какие-либо антикризисные
меры?
Я.А.: Как и большинство организаций, мы начали тщательно
работать над оптимизацией затрат. Мы сократили хозяйственный расходы на 10% за
счет предложений сотрудников по оптимизации бизнес-процессов. Мы применили и
такую меру, как сокращение персонала. Штат банка уменьшился на 15%.
Кроме того, мы несколько поменяли подход в продвижении услуг банка. Мы ввели
новую агентскую программу по привлечению клиентов: "Приведи друга". Исследования
показали, что она в 4 раза дешевле прямой рекламы, и довольно эффективна. С
помощью этой программы с начала года мы привлекли 227 млн. рублей на вклады.
Мы модернизировали депозитную линейку. Открыли новый вклад "Срочный", который
рассчитан на клиентов, точно знающих срок, на который они готовы
разместить средства. При этом ставка по вкладу будет максимальной.
Так как Банк24.ру вошел в состав группы "Лайф" - это позволило ему
оптимизировать собственную структуру и пользоваться общими ресурсами группы.
Например, казначейство группы выполняет общие функции для всех участников, в том
числе и для Банка24.ру.
Dpmoney: Как Банку24.ру живется в составе группы "Лайф"? тяжело было
терять независимость?
Я.А.: Думаю, что в этом случае нужно говорить не о
потере самостоятельности, а о консолидации. Другими словами, и бренд, и команда,
и философия бизнеса Банка24.ру не просто сохранены, но и развиваться дальше.
Благодаря вхождению банка в группу "Лайф" появились новые возможности. Мы
объединили банкоматную сеть с группой "Лайф", теперь наши клиенты могут
пользоваться услугами банкоматов без взимания процентов в 200 точках России.
Только в Екатеринбурге у нас стало благодаря объединению больше 60 банкоматов.
Кроме того, внутри группы у нас появилась возможность проводить платежи
круглосуточно в течение 30 минут, для части корпоративных клиентов это очень
важная услуга.
Банк практически не интегрирован в группу с точки зрения IT-структуры,
остался процесс внедрения собственной АБС.
Кроме того, группа имеет возможность поддержать ликвидность банка, если это
будет необходимо. Однако внутри группы функционируют такие же рыночные
отношения, поэтому нам в определенных ситуациях выгоднее привлекать ресурсы из
внешних источников.
Dpmoney: В октябре Банк24.ру подвергся рейдерской атаке. Расскажите,
как с ними бороться?
Я. А.: Главное – не допускать панику и максимально
мобилизовать все подразделения. Приоритетная задача – сохранение клиентов, на
нее надо бросить все силы. Очень важно не допустить информационного вакуума. Во
время рейдерской атаки, мы отправили большинство сотрудников в контакт-центры.
Нагрузка на наш call-центр превышала обычную нагрузку в 10 раз. На все свободные
места посадили сотрудников, которые отвечали на звонки клиентов. Мы старались,
чтобы клиент при звонке в банк не слушал длинные гудки в трубке, чтобы наши
специалисты объясняли ситуацию. Клиенты, которые хотели общаться с руководством,
получали доступ к руководству.
Естественно, рейдерская атака не прошла бесследно. У нас очень сильно
снизился кредитный портфель за счет того, что мы разрешали делать взаимозачеты
внутри банка. То есть вкладчики могли приобрести автомобили и недвижимость у
наших заемщиков.
Dpmoney: Расскажите о планах банка на 2009 год.
Я.А.: Мы планировали, что только к середине года восстановим
объемы по вкладам, по открытию расчетных счетов. Но банк пошел опережающими
темпами. В докризисный период у нас самое большое количество новых расчетных
счетов в месяц было 780, сейчас мы стабильно открываем по 700-800 расчетных
счетов. С помощью большого количества бонусов и стимулирующих программ по
вкладам частных лиц мы добились притока. По пластиковым картам (остатки на
карточных счетах) мы пока не восстановили оборот, но, думаю, к середине года, мы
выйдет на докризисный уровень.
Конечно в период кризиса, у нас существенно сократились активы. До кризиса
этот показатель составлял порядка 11 млрд рублей, сейчас – только 9,5 млрд
рублей.
Наша цель - по итогам года заработать 250 млн. рублей.