Офшоры активизировались

С начала года в арбитраже наблюдается небывалый всплеск судебной активности офшорных компаний. Эксперты объясняют это кризисным выводом петербургских активов.

По подсчетам «ДП», с января по май 2009 года в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти поступило 63 иска от офшорных компаний к петербургским (см. справку).
Это почти вдвое больше, чем за весь 2008 год, и сопоставимо с показателями за весь 2007–й (62 иска), 2006–й (65 исков) и 2005 (71 иск) годы.
По мнению некоторых экспертов, ситуация вполне ожидаемая: всплеск судебной активности офшорных компаний связан с валом неплатежей при реализации многочисленных инвестиционных проектов, стартовавших в Петербурге в период экономического роста.
«В предыдущие годы российские компании значительную часть операций совершали с использованием аффилированных фирм — резидентов стран с льготным налогообложением, — рассуждает партнер Pen&Paper Вероника Князькова. — Иски, предъявляемые сейчас, скорее всего связаны с инвестиционными проектами, начатыми до кризиса».
По мнению Князьковой, рост числа этих исков может быть связан как с выводом денег от должников за рубеж, так и с желанием включить контролируемый офшор в состав кредиторов в делах о банкротстве. Что косвенно подтверждается столь же резким ростом и самих банкротных дел.
С коллегой согласен глава юридической компании «РосРазвитие» Игорь Елисеев. «Любые неплатежи рано или поздно приводят спорщиков к активам должника, — комментирует он этот офшорный феномен. — А крупные активы, как правило, либо уже выведены в серую зону, либо начинают туда выводиться».
Старший юрист Tenzor Consulting Group Владимир Чикин еще более категоричен. «В России офшорные фирмы всегда использовались для незаконных операций, — считает он. — С помощью них вывозился капитал, отмывались деньги; с их участием удавалось избежать уплаты налогов. Сегодня, когда многие участники рынка как никогда ранее ощущают на себе давление кредиторов, соблазн применить серые схемы особенно велик».
Впрочем, не все эксперты придерживаются такого мнения. Так, старший юрист MCL Владимир Килинкаров считает, что «офшорный» всплеск исков смотрится бледно на фоне судебной активности российских компаний.