В начале 1980–х швейцарский часовой бизнес накрыло волной кризиса, которая пришла с Востока. С рынка ушли более половины из 1600 производителей. Оставшиеся решили не сдаваться.
Нашествие дешевых японских и корейских электронных часов
оказалось неприятным сюрпризом для часовщиков Швейцарии, которые не могли
конкурировать с качественной и вместе с тем дешевой продукцией.
Пострадали все: как неизвестные семейные фирмочки, так и
лидеры рынка Allgemeine Schweizerische Uhrenindustrie (ASUAG) и Societe Suisse
pour l'Industrie Horlogere (SSIH). Несмотря на финансовые вливания (инвестиции
только в SSIH в 1981 году составили $ 150 млн), ситуация только ухудшалась.
И в 1982 году встал вопрос о ликвидации этих столпов рынка
швейцарских часов, а вместе с ними — львиной доли всей отрасли. Николас
Хайек стал известен еще в 1970–х как ведущий консультант по вопросам
промышленного производства. Именно в его компанию Hayek Engineering и обратились
кредиторы двух лидеров часового рынка, терпящих бедствие.
Как позже сказал сам Хайек, для того, чтобы "узнать о
невозможности производства часов в Швейцарии, ведь в Японии все дешевле". Но
Хайек взялся за спасение. Для начала он рекомендовал объединить обе
обанкротившиеся компании, чтобы эти "почти покойники" не тратили последние силы
на конкуренцию друг с другом. С предложением согласились.
Но когда Хайек заявил о выходе в сегмент массовых часов
дешевле $50 за пару, кредиторы не поверили в реальность задумки и предложили ему
выкупить 51% акций объединенной компании за 151 млн франков. Это было почти за
гранью здравого смысла, но Хайек вошел в игру.
Ставку Хайек сделал на разработки одной из дочерних
структур — ETA Watch, руководимой Эрнстом Томке. Еще в золотые
1970–е ETA выпустила интересную модель: часы толщиной в 1 мм Delirium. Хайек
захотел совместить элегантность и простоту тонких часов с современными методами
производства кварцевых часов. Готовый концепт Хайек продемонстрировал кредиторам
в 1983 году под именем Swatch (от second watch — "вторые часы", часы на
каждый день). Уже через год обладателями новинки стали почти миллион
человек.
В 1986 году объем продаж превысил 1 млрд швейцарских
франков. Потребители, воодушевленные рекламой и имиджем продукта, начали
коллекционировать Swatch, покупать по нескольку пар, что раньше было немыслимо.
Объединенная компания Swatch Group стала лидером часового бизнеса, контролируя
около 25% мирового рынка.