Название "Собака" вообще–то придумал поэт Аркадий Драгомощенко. За кофе с коньяком. Может, это было в кафе при "Академическом проекте", может, еще где.
Не знаю, получил ли он что–то за идею и держал ли в руках
хоть один номер журнала после того, как тот раскрутился. Кто–то другой на месте
Драгомощенко создал бы под это дело нейминговую фирму. Впрочем, идей было много,
и придумывались они не за деньги, а потому что не могли не придумываться.
Сама история журнала началась гораздо раньше. После дефолта
1998 года мы с Мишей Борисовым редактировали одно из глянцевых изданий, сидя в
кафе с более–менее тихой музыкой. Мы говорили о том, что "понтовый глянец"
исчерпал себя. Его и в руки брать не хочется. Хватит писать про то, как
правильно завязывать галстук, какая связь между Карлосом Кастанедой и группой
"Иванушки International", и между делом о том, какой замечательный аромат
традиции у божоле нуво. Хватит глушить людей дешевой музыкой и вообще всякой
дешевкой.
Лично мне хотелось совершенно другого. Я мог надолго
зависать в отделах американских книжных магазинов, где продают журналы. Мне
нравился запах.
Почему The New Yorker может себе позволить печатать хорошие
рассказы в неторопливой чеховской манере, почему в Atlantic Monthly появляются
глубокие очерки, The Nation нажимает на болевые точки общества, а авторский
журнал The Sun почти целиком пишется одним человеком — Саем Сафранским? Сай
живет в маленьком городке Чепел Хилл в Северной Каролине и процветает без
рекламы, продавая 50–тысячный тираж по всей стране.
Почему это невозможно у нас? Бог с ней, с Москвой, не факт,
что она вообще существует, но почему бы не сделать что–нибудь приличное в
Питере? Почему бы не сделать Питер центром всего, что в России есть интересного?
Мы решили назвать проект СПб@ру, набросали бюджет и пошли к серьезным людям.
Серьезные люди покрутили пальцем у виска, но идея лежала втуне недолго.
Ею загорелся пассионарный художник Анатолий Белкин. Он нашел
издателя, девушку, которая сумела привлечь под проект деньги телевизионного
происхождения. За первый номер, который вышел в альбомном формате под шапкой
СПб@ру, Миша Борисов получил какую–то супермодную рубашку.
Это оказалось пророчеством. Теперешняя "Собака" принадлежит
к породе "умного глянца". Это означает множество материалов, которые, как ни
крути, все равно являются прокладками между рекламой пиджаков и туалетной воды.
С годами материалы стали совсем короткими — видимо, потому что их все равно
никто не читает. На вопрос: "Читаете ли вы журнал "Собака"? — в Питере
принято отвечать: "Да так, листаю иногда".
Недавно журнал отпраздновал десятилетие. На юбилее были
представлены, наверное, все обложки, кроме той, первой. Наверное потому, что
неформат.
Праздник проходил на фабрике "Красный Октябрь". Сотни людей
в огромном зале под оглушающую музыку кричали друг другу в уши. Среди них было
много новых лиц, много красивых девушек. Борисова с Драгомощенко не было.
Впрочем, вопрос о том, что было бы, если бы, к делу не
относится. В национальном масштабе нас приучили к мысли, что если вы не в
телевизоре — вас не существует.
"Собака" — тот же телевизор, не случайно он всегда
придавал особое значение медийным личностям и медийным проектам. Можно ли
сказать, что если вы не в "Собаке", то вас в нет Петербурге? Не знаю. Но все мы
так или иначе в "Собаке".
Журнал стал коллективным портретом поколения, которое может
говорить о чем угодно, но на деле больше всего ценит успех. Какие люди —
такие и журналы.
И нет еще той молодой шпаны, что сотрет нас с лица
земли.