В 2010 году число абонентов — перебежчиков от одного оператора мобильной связи к другому будет расти. На восполнение потерь новыми клиентами операторам придется потратить 70 млрд рублей.
Совокупный отток абонентов российских сотовых операторов в
2009 году составит 70–75 млн sim–карт, а в 2010 году — уже 96 млн. Sim–карта
попадает в отток, если абонент не пользуется связью более 3 или 6 месяцев, в
зависимости от учетной политики компании.
Чтобы компенсировать потери, операторам придется потратить
на подключение новых пользователей около 45 млрд рублей в 2009 году и 70 млрд
рублей в 2010 году, прогнозирует независимый аналитик Владимир Богданов, бывший
в 2002–2007 годах вице–президентом "Евросети".
По словам Богданова, рост оттока вызван политикой самих
операторов, которые в 2009 году стали с невероятной активностью распространять
sim–карты через промоутеров. Это стимулирует абонентов–перебежчиков, которые
находятся в поиске выгодного тарифа или бонусных минут на новой sim–карте,
говорит Богданов. Его рассуждения подтверждаются оценками "МегаФона", согласно
которым год назад каждый третий подключенный абонент оставался в абонентской
базе, сейчас — каждый четвертый, а через год — каждый пятый.
Что касается Петербурга, здесь за 9 месяцев 2009 года было
реализовано 4,5 млн sim–карт (данные "Рустелекома"), а совокупная абонентская
база операторов увеличилась всего на 1,2 млн клиентов (данные
AC&M–Consulting).
В компании Tele2, которая одной из первых прибегла к помощи
промоутеров, считают текущий уровень
оттока некритичным, так как "еще ни
один из операторов не показал убытков от операционной деятельности".
В МТС называют прогноз Богданова на 2010 год и оценку рынка
за 2009 год не соответствующими действительности, ссылаясь на данные за 2008
год. "МТС подключают новых "качественных" абонентов, готовых платить за услуги
связи", — говорят в компании.
Зато "МегаФон" признает, что набранные промоутерами клиенты
платят за связь в 1,5 раза меньше, чем покупатели sim–карт в салонах оператора.
В "Билайне" не стали комментировать исследование Богданова, так как оператору
"непонятны методика и система расчетов".
Аналитики предполагают, что в 2010 году операторы могут
изменить продолжительность "жизни" абонента в сети, чтобы избавить себя от
необходимости покрывать новыми подключениями отток
клиентов.