Около 43% россиян за прошедший год сталкивались с нарушениями прав потребителя. И чем крупнее населенный пункт, тем чаще его жители замечают нарушения: среди сельчан с ними сталкивались 38%, а среди жителей Петербурга и Москвы — 52%.
На регулярное нарушение своих прав в половине случаев и чаще
жалуются 6% россиян. По подсчетам еще 9% наших сограждан, их потребительские
права нарушаются примерно в четверти случаев. 27% опрошенных указали, что за
прошедший год они сталкивались с нарушением своих прав лишь один или два раза.
Респонденты, которые в минувшем году сталкивались с
нарушениями своих потребительских прав, чаще всего жаловались на продажу товаров
и услуг ненадлежащего качества (49%), обсчет и обвес (46%), а также продажу
товара с истекшим сроком годности (40%). Каждый четвертый (28%) респондент
сталкивался с отказом продавца обменять товар ненадлежащего качества или вернуть
деньги, а каждый пятый лично встречался с некомпетентностью и невниманием
со стороны обслуживающего персонала в магазинах (20%), а также с игнорированием
санитарных норм в местах торговли (18%).
Большинство россиян (64%), по их собственному заявлению,
знают, что их потребительские права защищены законом, но его содержание
представляют только в общих чертах. Только каждый десятый (11%) заявил, что
хорошо знает, в чем заключаются его права как потребителя, тогда как пятая часть
опрошенных (20%) призналась, что им об этом ничего не известно.
Мужчины и женщины, а также представители разных возрастов
примерно одинаково оценивают свой уровень знания закона о защите прав
потребителей. О том, что они хорошо знают свои права, реже заявляют уральцы
(7%), а также жители малых городов и сел (8–9%). Наиболее высоко свои
знания оценивают жители Северо–Западного и Южного округов (17 и 15%
соответственно), а также жители средних городов (17%).
Читайте также:
Юрий Грудин: "Мы отстаиваем права потребителя"
Более трети опрошенных (38%) не знают, куда обращаться за
защитой своих потребительских прав. В основном это люди с низким уровнем
достатка, которые едва сводят концы с концами (52%), селяне (46%), а также
жители Северо–Западного (49%) и Дальневосточного (47%) округов. Чаще всего
россияне справедливо полагают, что в случае обнаружения недостатков в
приобретенном товаре они могут обратиться в администрацию своего города (27%)
или прямиком в суд (25%). Каждый шестой (16%) уверен, что в подобной ситуации
следует жаловаться в антимонопольный комитет. Реже всего респонденты
рассчитывают, что их потребительские права защитит милиция (9%).
Чем выше уровень образованности россиян, тем выше уровень их
потребительской грамотности. Если среди опрошенных с неполным средним
образованием более половины (53%) не знают, куда идти за защитой своих
потребительских прав, то среди респондентов с неполным высшим и высшим
образованием об этом заявил лишь каждый четвертый (25%).
Инициативный всероссийский опрос
ВЦИОМ был проведен 6–7 марта 2010 года. Опрошено 1600 человек в
140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая
погрешность не превышает 3,4%.