О ценности особых детей и людей, которые живут в изоляции, рассказывает Мария Островская, директор Санкт-Петербургской благотворительной общественной организации "Перспективы".
Особые люди живут от нас отдельно — они либо заперты в
квартирах, откуда практически не имеют возможности выходить на улицу,
либо — в специальных учреждениях, расположенных подальше от города. Это
наследие времен социализма, когда все пытались привести к полезной для общества
схеме, тем самым боролись с самой жизнью, вместо того чтобы ее принимать и
ценить.
Когда жизнь была устроена более ес
тественным образом, практически в каждой многодетной
семье жили, так называемые "уроды" или "дурачки" —
около 10% населения рождалось с серьезными умственными и физическими
нарушениями. Недаром существует русская пословица "В семье не без урода".
В России дурачков почитали, юродивых называли убогими — теми, кто поближе к
Богу. В те времена каждому человеку приходилось занимать какую–то позицию в
отношении этого явления жизни. Она могла быть жестокой, глумящейся, милосердной,
уважающей, но позиция была. На самом деле это мировоззренческий вопрос, в
отношении которого должен определиться каждый из нас, как и в отношении таких
вопросов, как смерть, любовь, смысл жизни…
Живя отдельно от особых людей, мы очень многого себя лишаем.
Эти люди совершенно по–другому воспринимают окружающий мир — очень
буквально и эмоционально. Они бесхитростные, искренние, открытые, общение с ними
дарит глубокое соприкосновение с жизнью, с самим ее смыслом и сутью, которые мы
утрачиваем за повседневным преследованием каких–то интересов, выстраиванием
отношений, ложью самим себе. Они не заняты этими расчетами, большинство из них
не сможет выжить самостоятельно.
Мы должны поделиться с ними своими способностями
устраиваться в жизни, обеспечивать себя, заботиться о своей
безопасности. Они нам за это скажут правду, научат по–настоящему гулять, обращая
внимание на каждый камешек и цветок вокруг. Они в состоянии это выразить
средствами, которые минуют интеллектуальные ограничения, например кисть, звук,
пластика. В арт–студии БОО "Перспективы" в психоневрологическом интернате мы
убедились, насколько поразительна сочность и выразительность их картин.
Большинство из них рисует не предметно, а при помощи цвета и форм. При
сопоставлении их работ с картинами абстракционистов, модернистов хорошо видно,
что такое аутентичное самовыражение, когда душа спонтанно выплескивается на
бумагу и когда человек имитирует этот процесс.
Читайте также:
Евробайкеры посетили психоневрологический интернат
Они могут сказать нам ничем не прикрытую правду. Мы
принимаем это от них, понимая, что человек говорит не со зла, не для того, чтобы
нас унизить, а потому что он спонтанен. В основе пословицы "На дураков не
обижаются" лежит очень глубокий смысл. Благодаря этому нам что-то открывается,
начинает звучать аутентичная нота, которая обычно закрыта социальными нормами.
Эти люди сплошь и рядом переходят нормы. Например, они могут кинуться и
поцеловать кого-то, к кому они хорошо относятся, открыто выразить обиду или
возразить. Я люблю иногда брать домой на выходные девочек из интерната, несмотря
на все технические трудности с колясками, которые не проходят в лифт. Какая–то
удивительно живая жизнь с ними входит в дом. Обыденные вещи становятся
значимыми, открываются новые грани отношений. Это глоток кислорода в наш
искусственный мир.
Если общество обращается жестоко с какой–то частью своих
членов, то оно само становится больным. Мы себе вредим в нравственном
отношении. Сегодня это умственно отсталые люди на колясках, которых мы не хотим
видеть, завтра это старушки, евреи, интеллигенция, кулаки… Так любой из нас
может оказаться лишним или недостаточно красивым в какой-то момент для того,
чтобы жить рядом с другими людьми. В США целое поколение девочек пострадало от
кукол Барби. Психологи забили тревогу — резко увеличился процент нервной
анорексии, неврозов, связных с внешностью, потому что с детства перед глазами
был этот эталон. И тогда американцы выпустили большое количество Барби–дурнушек,
некрасивых кривоногих кукол. Загоняя себя в стандарты, мы теряем свободу.
Мы грабим себя с точки зрения уникальности, самопринятия, самоуважения, а
начинается все с того, что мы избавляемся от особых людей.