09:3815 октября 201009:38
2102просмотров
09:3815 октября 2010
Смольный выделил на первые 2,5 месяца жизни своего телеканала "Санкт–Петербург" 60 млн рублей из городского бюджета. "Деловой Петербург" решил подсчитать себестоимость такого канала и понять, сколько переплатили городские налогоплательщики за новый вещательный орган своих властей.
В прошлые выходные Смольный запустил в эфир свой новый
городской кабельный телеканал — "Санкт–Петербург", который создало ОАО
"Городское агентство по телевидению и радиовещанию" (ГАТР). До конца года
чиновники выделили на него из городского бюджета 60 млн рублей. Не сомневаясь в
щедрости чиновников (при необходимости оказать дополнительную помощь
телепроекту, вероятно, не откажется ни одна из структур Смольного), "Деловой
Петербург" решил подсчитать себестоимость такого канала и понять, сколько
переплатили городские налогоплательщики за новый вещательный орган своих
властей.
Итак, с 1 сентября по 31 декабря 2010 года создатели
телеканала "Санкт–Петербург" должны осваивать по 15 млн рублей в месяц. При этом
основных затратных статей у телеканала две: аренда (покупка) студий, транспорта,
оборудования и канала вещания, а также создание информационного контента.
После того как "Пятый канал", влившийся в Национальную медиагруппу,
стал закупать большую часть контента контент в Мокве, в Петербурге
остались семь съемочных студий, гору оборудования и десятки сотрудников. Все это
добро, как объявил уже глава ГАТР Юрий Зинчук, и станет "технической основой"
нового канала. Оборудование и студии будут арендоваться у "Пятерки", а
переведенные на новую работу люди составят костяк коллектива, общая численность
коего достигнет 100 человек.
Как сообщили в финансовой дирекции Пятого канала, у компании
есть семь съемочных студий с максимальной ценой аренды 60–120 тыс. рублей за
смену. При долгосрочном сотрудничестве предусмотрены скидки 5–15%. Таким
образом, при ежедневном использовании хотя бы одной из студий "Пятерки"
"Санкт–Петербург" должен будет платить 1,5–3 млн рублей в месяц за аренду.
Примерно во столько же выйдет и аренда аппаратуры для пяти съемочных бригад.
По оценке Алексея Лушникова, создателя телеканала "ВОТ!",
для городского бюджета выгоднее было бы приобрести новое оборудование, нежели
арендовать подержанное у "Пятерки". Покупка студийного комплекса, достаточного
для канала городского значения, обошлась бы городу примерно в 9–15 млн рублей
единовременно. Оснащение пяти съемочных бригад — еще в 1–1,5 млн
рублей.
"Уровень оборудования для кабельного вещания проще, чем для
эфирного. Не нужно покупать камеры по $100 тыс., хватит и по $5 тыс. Все равно
кабель сожмет картинку до телеформата", — говорит Алексей Лушников. По его
мнению, такие вложения окупились бы в течение 2–3 месяцев.
Правда, экс–глава "СТС–Петербург" Максим
Поляков с коллегой не согласен: по его словам, качество изображения зависит не
только от канала вещания, так что аренда студий и оборудования "Пятерки" вполне
оправдана.
Что касается аренды цифрового канала в кабельной сети, то
она, по словам Алексея Лушникова, стоит около 1,5 млн рублей в месяц. Но это
рыночная цена, а городские власти могли договориться с ТКТ и о бесплатном
предоставлении канала. "Некоторым каналам кабельные сети, наоборот,
приплачивают, чтобы их транслировать. Например, каналу Discovery", — говорит
Алексей Лушников.
Итак, арендные расходы у нового телеканала могут составить
4,5–7,5 млн рублей в месяц — в зависимости от договоренностей ГАТР с Пятым
каналом и ТКТ. Таким образом, на заполнение эфира остается от 7,5 млн до 10,5
млн рублей в месяц, то есть 30–42 млн рублей до конца года. При этом нужно
учесть, что канал начал вещание 10 октября 2010 г., соответственно, и основные
расходы на контент начались лишь в октябре.
Таким образом, 30–42 млн рублей в месяц, остающихся на
контент, будут потрачены не за 4, а за 3 неполных месяца. А значит, в месяц
творческий бюджет канала составляет не 7–10 млн, а 10–14 млн рублей.
Телепрограммы нового канала в открытом доступе пока нет, а Юрий Зинчук не нашел
времени рассказать о ней, пообещав лишь, что через неделю будет презентация
канала. Поэтому пока сложно сказать, как будут наполнять эфир сотрудники
"Санкт–Петербурга".
Телеканал "Санкт–Петербург" выходит с 6:00 до 0:00 с
получасовыми вставками новостных передач "ТКТ–ТВ". Как сообщили в ТКТ, их собственные
передачи, которые заполняют около 6 часов в сутки (3 часа уникального контента),
останутся неизменными. Таким образом, для вещания "Санкт–Петербурга" остается 12
часов в сутки. Чтобы заполнить эти часы, региональному телеканалу хорошего
уровня достаточно будет создавать 4–5 часов уникального контента в день, считает
Максим Поляков.
При этом, по его словам, главный ценообразующий фактор
контента — его уникальность. "Забить эфирное время бывшими в употреблении
передачами, фильмами и сериалами — это стоит копейки: до 100 тыс. рублей в
год, — говорит он. — Тогда как, к примеру, 18 уникальных новостных
выпусков в день (а это где–то 4 часа эфирного времени) обойдутся в сотни раз
дороже". Впрочем, уверен он, 10–14 млн рублей в месяц для такой работы —
это очень неплохие деньги.
"Для городского телеканала я бы обошелся 4,5 млн рублей в
месяц. Все, что выше, имеет право на существование, если стоит более масштабная
творческая задача. Например, потягаться с РТР. Ну, или, например, более
конкретная задача — потратить деньги", — говорит Алексей
Лушников.