Еврокомиссия намерена подать иски к властям Германии, Франции, Австрии и Финляндии из-за платежей, уплачиваемых авиакомпаниями этих стран за перелеты над территорией России.
По мнению Еврокомиссии, если какая-либо из стран Евросоюза
заключает с Россией договор, то это соглашение должно автоматически
распространяться и на авиакомпании всех остальных стран Евросоюза, заявил
еврокомиссар по вопросам транспорта Сийм Каллас. В результате Еврокомиссия
намерена добиться признания незаконными существующих соглашений об авиасообщении
между отдельными странами и Россией.
Транссибирский маршрут является кратчайшим и наиболее
выгодным путем в Азию для европейских авиакомпаний. Однако для получения доступа
к нему иностранным перевозчикам приходится заключать соответствующие соглашения
с "Аэрофлотом" (уполномочен государством) и платить ему роялти (сборы за пролет
над российской территорией). В Евросоюзе неоднократно выступали против этой
практики, называя ее непрозрачной и нарушающей принципы конкуренции, пишет "Лента.ру" со ссылкой на Financial
Times Deutschlan.
Ежегодно компенсационные выплаты в адрес России осуществляют
около 20 иностранных авиакомпаний, по данным Еврокомиссии, в 2008 году их объем
составил 420 млн долларов. Россия обещала отменить взимание роялти с 2013
года, но процесс подготовки к этому туманен.
Финансовые показатели "Аэрофлота" сейчас сильно зависят от
роялти. В середине прошлого года гендиректор перевозчика Виталий Савельев
отмечал, что без роялти "Аэрофлот" уже шесть лет является убыточной компанией.
Российский авиационный рынок считается одним из самых
закрытых в Европе. В частности, иностранным компаниям разрешено совершать рейсы
только между Россией и той страной, в которой зарегистрирован перевозчик. В свою
очередь, российские компании летают в Европу также по межправительственным
соглашениям.