Медведев проиграл борьбу за Химкинский лес

Автор фото: Итар-Тасс
Химкинский лес

Во вторник правительственная комиссия поставила точку в вопросе сохранения Химкинского леса. Трасса Москва — Петербург пройдет по тому же маршруту, который планировался ранее. Экологи и общественность остались ни с чем.

"Правительственная комиссия остановилась на первоначальном
маршруте автотрассы Москва — Петербург, который предусматривает строительство
дороги через Химкинский лес", — сообщил журналистам во вторник вице–премьер
РФ Сергей Иванов.
Споры вокруг строительства трассы, которое, по мнению
экологов, уничтожит Химкинский лес, начались осенью 2008 года. Накал страстей с
обеих сторон был колоссальным. В ноябре 2008 года был зверски избит
главный редактор "Химкинской правды" Михаил Бекетов, ставший инвалидом первой
группы, в ноябре 2010 года похожему нападению подвергся эколог Константин
Фетисов.
"Война за лес" стала поводом для активных действий с обеих
сторон: на лагерь экологов неоднократно нападали. 22 августа на Пушкинской
площади в сердце Москвы прошел митинг–концерт "Мы все живем в Химкинском лесу",
в котором, в частности, принял участие Юрий Шевчук и другие известные
личности.
26 августа президент России Дмитрий Медведев сделал
обнадеживающую запись в своем блоге в Twitter: "Я принял решение приостановить
строительство дороги через Химкинский лес".
Свое решение он пояснил в видеоблоге: "Несмотря на то что
было принято отдельное решение правительства на тему строительства автомобильной
дороги, несмотря на то что этот вопрос рассматривался в нашей судебной системе и
были вынесены специальные решения по этому вопросу, тем не менее наши люди, а
именно представители различных партий, начиная с правящей партии "Единая Россия"
и заканчивая оппозиционными партиями, представители общественных объединений,
различных экспертных кругов говорят о том, что это решение требует
дополнительного анализа". Президент поручил правительству приостановить
реализацию проекта и провести новые общественные и экспертные обсуждения.
С этого момента, считают политологи, вопрос строительства
трассы Москва — Петербург стал предметом соперничества между премьером
Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым. Известно, что Путин поддерживал этот
проект с самого начала. 27 августа Путин скорректировал свою позицию и назвал
решение Медведева о приостановке стройки правильным. В тот же день "Единая
Россия" кардинально поменяла свою позицию, вывесив на сайте информацию о том,
что решение о строительстве трассы нужно пересмотреть.
Эксперты отмечают, что решение, принятое во вторник,
является окончательным.
Протесты экологов против вырубки леса связаны с тем, что
строительство трассы, по их мнению, не решает транспортную проблему, а
компенсационные территории, которые власти выделяют вместо земель Химкинского
леса, забираемых под автодорогу, неравноценны тем, которые будут уничтожены.
Представители властей парировали, что экспертиза
соответствия экологическим нормам была проведена и специалисты пришли к выводу:
все требования экологической безопасности при строительстве дороги через лес
будут соблюдены.
Верховный суд РФ 1 марта признал законным перевод порядка
150 гектаров Химкинского лесопарка в Подмосковье из земель лесного фонда в земли
транспорта для строительства через него первого участка автодороги. Таким
образом, суд отклонил иск, в котором экологи предлагали отменить соответствующее
распоряжение правительства РФ от 5 ноября 2009 года.
За право начать строительство первого отрезка трассы в
Подмосковье боролись два консорциума, один из которых финансирует ВЭБ и
Сбербанк, а другой — структуры "Газпрома". В 2008 году консорциум во главе с
Газпромбанком был отстранен от участия в конкурсе. Но едва подрядчик–победитель
вышел на стройплощадку и стал вырубать лес, он получил ожесточенный отпор
общественности.
Общая стоимость проекта — 567 млрд рублей. Каждый
километр трассы будет стоить около 1 млрд рублей. Цена строительства шоссе по
Петербургу и области — 100 млрд рублей. По территории города трасса пройдет
в основном по сельхозугодьям, а вот в Ленобласти могут возникнуть проблемы, в
частности, строительство дороги будет угрожать уникальным пещерам под
Ульяновкой — Саблинскому памятнику природы.