Впервые после кризиса импортеры ощутили забытые было пробки на границах. Новые правила оформления собирают перед пунктами пропуска сотни грузовиков.
Как рассказывает заместитель начальника северо-западного
представительства АСМАП Константин Шаршаков, причина пробок на границах -
изменение правил таможенного оформления. Само оформление теперь ведется при
помощи нового программного обеспечения, к которому таможенники пока не
привыкли.
Пик пробок на въезде в Россию пришелся на конец января. По
данным Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП), стоять в очередях
фурам приходилось до 50 часов на пути из Финляндии, до 72 часов - из Эстонии и
до 88 часов - из Латвии.
По данным Северо-Западного таможенного управления, сейчас ситуация на границе улучшилась.
По данным Северо-Западного таможенного управления, сейчас ситуация на границе улучшилась.
Начальник таможенного поста Торфяновка Павел Спитан
признает, что январь стал непростым для перевозчиков, но говорит, что ничего
критичного не было. По его словам, причиной пробок становились также снегопады и
общий рост грузооборота. "Недавно компьютеры на постах были переключены с
локального на общий удаленный сервер, и при нередких сбоях связи информация
обрабатывается по полчаса", - приводит еще одну причину задержек Игорь Супрон,
глава сектора "Торфяновка" ЗАО "Ростэк-Выборг". Он соглашается с оценкой
таможни, что критичных пробок (как до кризиса) в январе не было, а задержки
связаны с непрофессионализмом водителей.
По автомобильным грузоперевозкам в Европу ударили и
сложности в российско-польских отношениях. Первого января закончилось действие
предыдущего договора о пропуске грузовиков, а новый не подписывается из-за
сложных межправительственных переговоров. Въезд в Польшу для российских
грузовиков полностью закрыт, и это парализовало работу пунктов на границе России
с Латвией.
Вместе с тем на рынке ходят слухи, что пробки на границе с
прибалтийскими странами - следствие политического решения властей стимулировать
перевод грузоперевозок с автотранспорта на морские пути для развития порта
Усть-Луга.
Из-за кризиса парк автопредприятий Северо-Запада сократился
за 2 года на 12 %, до 8700 машин. Глава ООО "Совтрансавто" (200 машин) Вячеслав
Лазарян говорит, что сейчас работы у перевозчиков хватает, но сложности на
границе не дают зарабатывать.
"Раньше мы делали четыре - четыре с половиной рейса в месяц
из Финляндии в Москву, сейчас получается только три", - сетует он. Михаил
Климов, глава ЗАО "Мидас" (180 машин), говорит, что российская таможня тратит на
оформление машины минимум 20 минут, тогда как у финнов это происходит за 5
минут. Летом на пунктах пропуска будет внедрен принцип одного окна, поэтому и
без того загруженным таможенникам придется выполнять функции ветеринарного
контроля и транспортной инспекции. Это, опасаются перевозчики, может привести к
еще большим пробкам, чем в январе.