Запрет на продажу пива ночью, который сейчас вводят депутаты, лишит магазины у дома до 40% выручки и уничтожит их. Эксперты считают, что принятие закона не остановит пьянство в России.
Поводом бить в набат стало принятие Госдумой в первом чтении
законопроекта, который вносит поправки в закон о госрегулировании оборота
алкогольной продукции. Согласно поправкам, пиво приравнивается к алкогольным
напиткам. Предприниматели отмечают, что суточная выручка магазина площадью около
90 кв.м. составляет 60-75 тыс. рублей, без ночной торговли алкоголем она
составит не больше 40 тыс. рублей. В целом от запрета торговать алкоголем ночью
мелкорозничная торговля в Петербурге потеряет 41 млрд рублей.
"Непонятна позиция власти, которая вещает, что необходимо
поддерживать малый бизнес, а подобными действиями ведет к его ликвидации", -
говорит владелец небольшого магазина Владислав Жижкун (ООО "Парамед").
Интересно, что законопроект, как и другие подобные неоднозначные законопроекты,
проходит чтения в Госдуме тихо, без особых обсуждений. Эксперты полагают, что он
может быть принят в ближайшие дни и вступит в силу с 1 июля.
Закон будет действовать исключительно в интересах крупного
сетевого формата, уверены владельцы небольших магазинов, и единственное, к чему
он может привести, - это уход ночного рынка алкоголя в тень.
"Ведь понятно, что, если есть запрет на продажу алкоголя
ночью, человек пойдет покупать его днем, и пойдет он туда, где подешевле, - в
торговую сеть", - говорит Яна Боровицкая, координатор Лиги арендаторов
госимущества.
Читайте также:
Пиво приравняли к водке и запретили продавать ночью
Однако представители сетей также прогнозируют падение
выручки, но говорят и о некоем упорядочивании: ведь раньше запрет на ночной
алкоголь действовал на разных территориях по-разному. "Например, сначала
ограничивающий закон был принят в Московской области. И получалось, что клиенты,
которые хотели купить спиртное, вынуждены были выбирать гипермаркет,
расположенный в черте города. Потом был принят закон, ограничивающий продажу
алкоголя и в Москве", - говорит Мария Курносова, руководитель по внешним
коммуникациям сети "АШАН
Россия". Сколько именно от оборота потеряют, в компании сказать не готовы,
однако считают, что это произойдет в основном из-за продажи крепкого
алкоголя.
В Metro Cash & Carry отмечают, что значительная доля
покупателей приходится именно на небольшие розничные магазины, которые закупают
продукцию у сети: "Если продажи упадут у наших трейдеров, то это отразится и на
нас".
Эксперты советуют депутатам вспомнить историю. "Сухой закон
в Америке, введенный Рузвельтом, привел к появлению мафии. У нас, при Горбачеве,
развился теневой рынок подвального алкоголя", - говорит Яна Боровицкая.
Александр Доронин, председатель совета "Союза малых предприятий
Санкт-Петербурга", соглашается, что в борьбе с чрезмерным потреблением
алкоголя нужны более комплексные меры.