Утечка пользовательских данных из платежной системы "Яндекс. Деньги" о спонсорах проекта "РосПил" оказалась выгодна юристу Алексею Навальному, в пользу проекта которого собирались деньги.
В конце прошлой недели представитель поисковой системы
"Яндекс" Елена Колмановская сообщила, что система "Яндекс. Деньги" была
вынуждена ответить на запрос ФСБ и передать данные о пользователях,
перечислявших деньги на проект "РосПил".
"РосПил" придуман юристом Алексеем Навальным, миноритарным
акционером компаний "Роснефть", "Транснефть",
банка "ВТБ" и других. На
сайте "РосПил" он сообщает о сомнительных, с его точки зрения, аукционах и
попытках своих юристов его отменить. Проект позиционируется как народный.
Каждый, не довольный коррупцией в стране, может перечислять деньги через систему
"Яндекс. Деньги", из этих средств формируется зарплата юристов, нанятых
Навальным, которые и добиваются отмены аукционов.
Скандал начался 18 апреля, когда блогер под псевдонимом
Nykolaich сообщил, что ему позвонила некая девушка, комиссар движения "Наши" из
Воронежа, и попросила рассказать, почему он жертвует на "РосПил". 20 апреля о
том же сообщил блогер Fazeev, затем стали подтягиваться и другие "опрошенные".
Они возмущались тем, что личные данные — номер телефона и сумма
пожертвования — стали известны третьим лицам. Случившееся назвали "мягким
террором" в адрес Навального и его сторонников: обзвоны доноров напоминали
запугивание.
1 мая ситуацию прокомментировали в "Яндексе", сославшись на
законные требования ФСБ получать информацию. Как данные попали к "Нашим",
осталось неизвестно.
Между тем сразу после скандала популярность "РосПила" резко
подросла. Как сообщает известный деятель Рунета Антон Носик, член
наблюдательного совета "РосПила", имеющий пароль к кошельку сайта, на фоне
скандала число пожертвований резко возросло.
"Тропа народная потихоньку зарастала. И тут вдруг всплыла
эта замечательная история с фээсбэшниками и нашистами. В результате за 1 и 2 мая
315 переводов. В том числе 62 за Первомай, когда история еще только начинала
раскручиваться, и 253 за последующие сутки. Причем они продолжают поступать и в
эту минуту", — пишет Носик. В обычное время кошелек получал по 14–20
переводов.
"Я скептически отношусь к проектам Навального. По–моему, это
дутая история. Любой человек может отменить любой аукцион, просто сообщив свои
претензии в ФАС. Несколько блогеров и до Навального занимались этим. Для этого
не нужно собирать никаких денег. Бороться с госкомпаниями и переводить деньги
через сервис госкомпании, какой, по существу, является "Яндекс" ("золотая
акция", позволяющая блокировать любые сделки по консолидации компании,
принадлежит Сбербанку. — Ред.), само по себе маразм", — считает блогер
Николай Камнев (псевдоним fima_psuchopadt).
По его мнению, вероятно, никакой "утечки" и не было:
Навальный сам размещал некоторые скриншоты "Яндекс–кошелька", так что узнать
некоторые из них не составляло труда. "Ну позвонила какая–то дура, пошли ее куда
следует! Что скандал–то раздувать?" — считает Николай Каменев.
Интересно, что скандал разгорелся буквально сразу после
того, как "Яндекс" объявил об IPO, в ходе которого намерен привлечь $1 млрд.
Мнения о том, как эти события связаны между собой, раскололи блогосферу. Одни
считают, что так "Яндекс" пытается оправдать бреши, которые якобы существуют в
системе защиты данных. Другие полагают, что придание огласке требований
ФСБ — сильный ход компании, которая демонстрирует западным инвесторам, что
не планирует раскрывать пользовательских данных. Считается, что после огласки
ФСБ будет действовать осторожнее или прекратит попытки.
"Данный случай, если только источником информации стал ответ
"Яндекса" на запрос ФСБ, нельзя назвать утечкой в полном смысле слова. Компания
обязана предоставлять подобные данные по требованию правоохранительных органов,
и это ни для кого не является секретом. Более того, это не является даже чисто
российской спецификой. В тех же США существуют даже более жесткие правила и
спецслужбы легко получают доступ не только к данным о денежных переводах, но и к
почтовым архивам пользователей. Не думаю, что данный случай серьезно повлияет на
решения серьезных инвесторов. А вот информационный повод действительно
яркий, и несомненно, он привлечет внимание американской публики к предстоящему
IPO значительно эффективнее, чем публикации, посвященные выходу компании на
рынок", — полагает Татьяна Земцова, аналитик "Финам".
Блогеры тоже как будто довольны. "Претензий к "Яндексу" я не
имею — судя по открывающимся подробностям он один из этой цепочки
информации вел себя относительно достойно. Пользоваться я им буду и впредь, в
том числе если буду жертвовать "РосПилу". Да, наверное, переведу
Навальному", — сообщил Nikolaich.
Сам Алексей Навальный пока никак не прокомментировал
случившееся.