Впервые в Петербурге социологи сосчитали детей мигрантов. Оказалось, что их не так много, как кажется, и никаких проблем они не создают. Обстановка в бедных школах такова, что русские дети демонстрируют нелюбовь к школе, а мигранты, напротив, стараются учиться хорошо, и этим завоевывают любовь учителей.
Петербургская лаборатория "Социология образования и науки"
провела масштабное исследование. Социологи опросили 7300 петербургских
школьников и 3500 московских, чтобы узнать, к какому этносу они себя относят
сами и как относятся к другим этносам. Оказалось, что 88,5% опрошенных детей
называют себя русскими, а доли других национальных меньшинств колеблются вокруг
одного процента. Так, народов Северного Кавказа в Петербурге 0,8%, народов
Средней Азии 1%, азербайджанцев 1,7%. Примерно такие же цифры приходятся на все
другие этносы. Только украинцев, белорусов и молдаван значительно меньше других
- 0,3%.
Ученые считают, что полученные данные можно экстраполировать
на этнический состав всех петербургских школ. Так, по данным Комитета
образования, в 2010 году в Петербурге учились 360 тысяч школьников.
Соответственно, приезжих из них 41,4 тысячи человек.
"Слухи о том, что в Петербурге слишком много детей
мигрантов, сильно преувеличены", - делает вывод один из авторов исследования
Даниил Александров, профессор Высшей школы экономики.
Однако когда исследователи спрашивали детей, явно
принадлежавших к этническим меньшинствам (такие выводы делались по их имени,
фамилии, разрезу глаз, чертам лица, оттенку кожи), к какому этносу они себя
относят, 23,6% назвали себя русскими. Этот феномен, по словам Даниила
Александрова, требует отдельного изучения.
Читайте также:
К 2050 году треть жителей России составят мигранты
Предварительная гипотеза состоит в том, что либо дети
искренне считают себя русскими и готовы адаптироваться в иной культурной среде,
либо таким образом уходят от ответа на вопрос о своем этносе, считая его
дискриминирующим.
Только 27% всех детей мигрантов принадлежат к так
называемому первому поколению миграции, то есть родились в семьях, где родители
плохо интегрированы в российскую культуру сами и не могут привить таких навыков
детям. Они испытывают проблемы с обучением русскому языку и в целом с учебой.
73% приезжих детей ни в чем не уступают своим местным сверстникам.
Другая положительная сторона исследования состоит в том,
что, оказывается, дети мигрантов не подвергаются дискриминации в школах.
Негативное отношение и желание выдавить их из школы проявляется только по
отношению к детям, приехавшим в Россию относительно взрослыми. Поводом для
дискриминации служит не столько их происхождение само по себе, сколько плохие
успехи в учебе, которые портят школьные показатели.
"Так сложилось, что приезжие дети попадают в бедные и плохо
укомплектованные школы на окраинах Петербурга. Интересно, что эти школы и раньше
работали с приезжими, только тогда они назывались лимитчиками. Поэтому школы
толерантны к приезжим детям. А в условиях подушевого финансирования в сочетании
с демографическим кризисом дети мигрантов для бедных школ просто клад", -
считает Даниил Александров. Социально-психологическая обстановка в бедных школах
такова, что русские дети демонстрируют нелюбовь к школе, а мигранты, напротив,
стараются учиться хорошо, и этим завоевывают любовь учителей.
Валерия Иванюшина, старший научный сотрудник лаборатории
"Социология образования и науки", соавтор исследования, отмечает, что в школьном
возрасте у детей нет неприязни друг к другу по этническому признаку или по
социальному статусу семей, что показали интервью с учениками. Однако если дети
этнического большинства выбирают друзей независимо от их национальной
принадлежности, то дети из этнических меньшинств отдают предпочтение своим
соотечественникам.
Закономерно возникает вопрос, где в таком случае учатся
подростки-скинхеды, которые преследуют и избивают детей мигрантов?
Предварительная гипотеза состоит в том, что в среде националистически
настроенных подростков не принято причинять вред одноклассникам-
мигрантам.