Новая жизнь Адмиралтейских верфей

Автор фото: ООО "ДССКК"

На открывшемся сегодня экономическом форуме Объединенная строительная корпорация подпишет с городом соглашение о строительстве новой верфи стоимостью 40 млрд рублей

От ОАО "Объединенная строительная корпорация" (ОСК) документ подписывает
президент корпорации Роман
Троценко
, а от города — губернатор Петербурга Валентина Матвиенко. Чтобы
лично убедиться в господдержке проекта, на этом событии также будет
присутствовать и Док–СуКанг, председатель совета директоров корейского холдинга
STX Offshoreand Shipbuilding (одного из мировых лидеров судостроения, с которым
ОСК и реализуетэтот проект).
Об особенностях данного мегапроекта и сроках его реализации
в эксклюзивном интервью "ДП" рассказал Александр Вознесенский, директор ООО
"Дирекция по строительству Судостроительного комплекса на о.Котлин" (ДССКК —
дочерняя структура ОСК).
Что же будет строиться на острове Котлин?
Мы возводим самую большую и современную верфь в России,
аналогов которой пока не существует. Расположится она на участке около 300 га в
юго–западной части острова. Инвестиции в новую верфь оцениваются в 40 млрд
рублей, но точная сумма станет известна только после завершения проектирования.
Сейчас проект включает в себя три основных этапа: подготовку
исходно–разрешительной и проектной документации, образование территории и
непосредственно строительство. Первым этапом мы уже сейчас вплотную занимаемся.
Второй рассчитываем закончить к началу 2014 года.Само строительство тоже будет
проходить в три очереди и начнется в начале 2014 года.
В 2016 году по
завершении первого этапа строительства с Ново–Адмиралтейской верфи уже должен
сойти первый корабль. В то же время начнется постепенный перевод мощностей с
нынешней территории ОАО "Адмиралтейские верфи". Окончательно же новая верфь
будет построена в 2018 году.
Партнером ОСК стала корейская корпорация STX, почему она и в чем ее
роль в кронштадтском проекте?
— К сожалению, сегодня мы вынуждены признать, что Россия
далеко уже не лидер в мировом судостроении. Номер один — это Южная Корея. А
корпорация STX в первой тройке судостроителей Кореи. Так что мы работаем сейчас
фактически с одним из мировых лидеров, который и должен обеспечить нам должный
технологический уровень Ново–Адмиралтейской верфи. Работа с STX будет строиться
в формате СП, в которое наши партнеры войдут и деньгами, и проектными работами
по технико–технологической части нового предприятия.
Что в итоге будет выпускаться на новой верфи?
— Основная продукция это транспортные суда типа танкеров,
навалочников, контейнеровозов, научно–исследовательских судов с глубоководными
аппаратами для РАН и Минприроды РФ. Будут выпускаться газовозы усиленного
ледового класса, верхние строения морских платформ, ледоколы большой мощности (в
том числе с ядерной энергетической установкой) и другая высокотехнологичная
продукция.
Большинство судов из этой программы в РФ никогда не строились. Но
уникальность верфи еще и в том, что это будет самая современная и технологичная
площадка в России. Заложенных в нашем проекте показателей себестоимости и сроков
строительства судов сегодня нет на других российских верфях. Это, кстати,
серьезная проблема отечественного судостроения, именно поэтому в мире мы
занимаем всего 0,4 % этого рынка.
Почему для верфи все же выбрали остров Котлин, ведь были и
другие
варианты?
Конечно, рассматривались — порядка пяти различных
возможностей. Но наши корейские партнеры по ряду параметров определили именно
это место как наилучшее, а мы, как вы понимаете, просто обязаны были
прислушиваться к их мнению. Могу отметить, что территориальное расположение
острова Котлин позволяет реализовать проекты крупнотоннажных судов. Ко всему
прочему, выбранное для строительства место уже располагает морскими и
автодорожными путями и есть резерв развития социальной сферы для сотрудников
Ново–Адмиралтейской верфи.
Это глобальный проект — есть ли какие–то проблемы и кто помогает их
решать?
— Сложности, безусловно, есть. Например, решение
имущественно–правовых вопросов со сторонними собственниками — обычное дело для
проектов такого уровня. Также от города требуется решение вопросов изменения
территориального зонирования, через изменение генплана и ПЗЗ и Валентина
Матвиенко, и вице–губернатор СПб Михаил Осеевский также держат ситуацию в поле
зрения. И, конечно, мы ощущаем личное внимание и поддержку со стороны главы
правительства РФ Владимира Путина и вице–премьера Игоря Сечина. Они постоянно
придают ускорение нашему проекту.
Какова роль самих Адмиралтейских верфей в этом
проекте?
— Естественно, что Адмиралтейские верфи также являются
участниками данного проекта (потому он и назван Ново–Адмиралтейской верфью). Так
что Адмиралтейские верфи точно будут присутствовать в уставном капитале нового
проекта. В последнее время мы все больше ощущаем внимание и поддержку со стороны
нового руководителя ОАО «Адмиралтейские верфи» Михаила Александрова, который
совершенно отчетливо понимает, что необходимо думать о перспективах на ближайшие
15 – 25 лет. Предприятие на старой площадке прекрасно справляется с постройкой
подводных лодок, но у них не столь эффективно получается с гражданской
тематикой. А на новой верфи адмиралтейцы смогут эффективно строить суперсложные
суда и морскую технику уже с 2016 года.
Чужая земля в сердце российского судостроения.
На пути реализации проекта мегаверфи выросла проблема —
частная собственность в виде АЗС, которую продают за долги перед банком.
Аукцион по продаже участка площадью 1600 м2 со стоящей на
нем АЗС состоится 20 июня. Начальная цена объекта — 25 млн рублей. Продается он
владельцем — ООО «Н–Инвест» в счет погашения обязательств по договору ипотеки с
ОАО «Банк «Прайм Финанс». Это не первый случай, когда стратегический проект
натыкается на интересы частных собственников, которые пытаются получить
максимальную выгоду от ситуации, когда от них зависят сроки реализации
глобальных инвестпроектов. Однако практика показывает, что особо нажиться мелким
землевладельцам пока не удавалось — ресурс корпораций позволял им отстоять свои
интересы. По мнению Александра Вознесенского, директора ООО "ДССКК", ничего
кроме проблем будущему собственнику этот объект не принесет. "АЗС располагается
в самом центре нашего участка (см. фото). И сейчас мы будем проводить намывные
работы, в результате которых уровень земли поднимется на 2,5 метра. Естественно,
что делать это на чужой территории мы не будем (поскольку прав на это у нас
нет), — поясняет он. — Мы будем вынуждены своеобразно вписать нового
собственника на территорию верфи, при этом площадка АЗС будет обнесена высоким
забором ровно по границам участка. Кроме того, возможны сложности
непосредственным доступом к АЗС". При этом Александр Вознесенский не исключает,
что если торги не состоятся, то ОСК может и сама купить этот проблемный участок,
если цена банка будет адекватной.
- От появления идеи до реализации этого проекта прошло почти
230 лет. Дело в том, что еще в 1783 году, когда в адмиралтейской части
Петербурга случился пожар, было принято решение о строительстве комплекса
Кронштадтского адмиралтейства на острове Котлин. Но по ряду причин комплекс так
и не стал выполнять свои функции в полном объеме.
Наше ГУ
сопровождает
новый проект ОСК. Масштабы этой работы так же глобальны,
как и проект в целом. Это и урегулирование вопросов с Минобороны РФ, и работа по
внесению изменений в федеральное законодательство в части изменения границ
города Петербурга, и выработка мер по соблюдению параметров, установленных для
объектов культурного наследия. Уже инициированы поправки в соответствующие
законы СПб, регулирующие градостроительную деятельность. Активно взаимодействуем
с Невско–Ладожским бассейновым водным управлением по вопросу, связанному с
созданием гидротехнических сооружений комплекса и намывных территорий,
необходимых для реализации проекта. Заинтересованность Петербурга в появлении
Ново–Адмиралтейской верфи объективна — она обеспечит поступление налогов в
размере 3,8 млрд рублей в год, из которых 3,5 млрд получит непосредственно
бюджет СПб. Общая численность работников составит 6,5 тыс. человек, а их
среднемесячная зарплата — 55 тыс. рублей. Новая верфь — один из важнейших шагов
к появлению в СПб судостроительного кластера. Произойдет комплексное развитие
Кронштадта и прилегающих территорий — появится новое жилье, социально–бытовые
объекты, модернизируется дорожная и инженерная инфраструктура, откроются новые
военно–морские учебные заведения, например центр военно–водного флота "Морская
военная академия им. адмирала Кузнецова".