Омбудсмены Северо-запада собрались в Петербурге обсудить доклад о состоянии дел в области защиты прав человека федерального уполномоченного Владимира Лукина. Оказалось, что в последнее время к официальным правозащитникам прислушиваются все меньше, а особенно этим отличаются губернаторы нового поколения.
Владимира Лукина и сотрудников его аппарата беспокоит то, что его ежегодный доклад о защите прав человека практически никто не читает. Об этом они говорят открытыми текстом - многостраничный доклад, по их словам, "совсем не детектив", а тот, кто его осилит, заслуживает большого уважения.
Основная тема очередного доклада по итогам 2010 года - дискриминация в различных сферах. В том числе актуальная в последнее время тема мигалок на машинах чиновников. Замглавы аппарата омбудсмена Лукина Георгий Кунадзе пустился здесь в объяснения, что есть тонкая, но принципиальная разница между недопустимой "дискриминацией" и необходимой "дифференциацией". Если автомобили высших чиновников имеют право преимущественного проезда, то это дифференциация.
Впрочем, главной темой мероприятия стало совсем не обсуждение доклада. Региональные коллеги Лукина предпочитали рассказывать о своих трудностях. Главной из которых, судя по всему, является игнорирование властью мнений и рекомендаций омбудсменов. Причем эта тенденция начала усиливаться с приходом новых губернаторов.
Уполномоченный по правам человека в Коми Людмила Завьялова, например, посетовала, что если старый губернатор Владимир Торлопов всегда реагировал на ее обращения, то новому - Вячеславу Гайзеру - не удается ни вручить, ни даже всучить доклад о правах человека. "Я могу вообще ничего не делать, - посетовала Завьялова. - Не предусмотрены ни отчеты, ни законы. Один раз дали выступить перед депутатами, и то полгода до этого бегали не переставая, выспрашивали, о чем буду говорить".
Обмудсмен Коми видит такую "общую тенденцию, свойственную новому поколению управленцев". Напомним, Гайзер сменил Торлопова в 2010 году. Похожая ситуация и в Калининградской области, где Николай Цуканов возглавил регион также в прошлом году, сменив Георгия Бооса. "Если с предыдущим губернатором регулярно встречались и говорили о правах человека, то с нынешним ни разу не смогла поговорить, ни по итогам года, ни по итогам десятилетия моей работы, - сказала - уполномоченный по правам человека Ирина Вершинина. - Один раз пыталась передать доклад, но губернатор сказал: "Я и так все знаю, незачем встречаться".
Cкоро Вершинина станет безработной, так как срок полномочий истекает, а никакой работы в администрации ей найти не удается: "Один чиновник так и сказал, что если вы эффективно защищали права человека, работы вам не найти", - говорит она.
У других уполномоченных похожие трудности. Галина Матвеева из Новгородской области призналась, что "сложно работать, есть зависимость и политическая, и финансовая". Представитель Архангельской области Любовь Анисимова рассказала, что лишь в этом году ей впервые удалось выступить перед депутатами с докладом, и он был очень резко воспринят. "У нас доклады вручить-то можно, другое дело - какой эффект..." - пожаловалась она. Петербургский омбудсмен Алексей Козырев прямо критиковать Смольный тоже не стал, но высказался за установление "единообразия", "чтобы не было эксцессов с давлением и снятием с должности".
Примечательно, что самые острые претензии прозвучали в адрес губернаторов - назначенцев Дмитрия Медведева. Оказалось, с точки зрения правозащиты они не уступают, в зачастую даже превосходят в жесткости губернаторов путинской поры.
Владимир Лукин говорит, что власть просто не любит, когда ее критикуют. Он рассказал, что буквально вчера сумел вручить президенту Дмитрию Медведеву свой доклад, и президент намерен поручить правительству тщательно его рассмотреть и учесть. "Если кто-то будет не включаться в работу, мы будем информировать общественность", - пригрозил он. Правда, насколько на самом деле внимательно относятся к докладу в Кремле, вопрос - Лукин в выступлении упомянул, что подготовил доклад еще в феврале.
Омбудсмены просили Лукина как-то помочь решить проблему их независимости - сделать их избрание зависимым от федерального омбудсмена, ввести бессрочные полномочия и установить гарантии трудоустройства. Сам он считает, что нередко и сами уполномоченные работают не в полную силу, стремясь в первую очередь обеспечить продление полномочий. По мнению Владимира Лукина, стоит ввести один срок полномочий, но длительный, например, семь лет без права переизбрания на второй срок, но с гарантиями дальнейшего трудоустройства. Возможно, будет подготовлен соответствующий законопроект, сказал он.