Дмитрий Медведев решил убрать Ту-134 с регулярных линий

Автор фото: Итар-Тасс
1963 год. Полет Ту-134

В черных ящиках Ту-134, который разбился в Карелии, нет информации о технических сбоях: моторы работали до последнего. Однако президент РФ Дмитрий Медведев заявил о необходимости форсированно выводить такие самолеты с регулярных рейсов.

Расшифровка данных бортовых самописцев Ту-134 компании "РусЭйр" следовавшего рейсом Москва-Петрозаводск и разбившегося в 700 метрах от посадочной полосы аэропорта Бесовец пока исключает версию гибели 45 человек из-за неисправности двигателей.
Несмотря на это президент России Дмитрий Медведев в четверг поручил форсировано вывести самолеты Ту-134 из эксплуатации.
До этого глава Минтранса Игорь Левитин и вице-премьер России Сергей Иванов, ответственный за транспорт, сделали ряд предположений о том, что причиной крушения Ту-134 могли стать метеоусловия и "человеческий фактор". Президент РФ Дмитрий Медведев в четверг обратил внимание на техническую сторону вопроса. "Я поручил министерству, чтобы готовили в целом форсированный вывод Ту-134 из эксплуатации. Это пора сделать", - сказал он.
Самолеты Ту-134 были сняты с производства более 25 лет назад. В период с 1965 до 1984 года на Харьковском авиационном производственном объединении были выпущены в общей сложности 852 таких самолета. Ту-134 был одним из наиболее распространенных пассажирских самолетов местной сборки.
В последние годы "тушки" все чаще попадают в сводки МЧС. По данным межгосударственного авиакомитета (МАК) только в 2011 году в России произошли уже две катастрофы с участием самолетов ОКБ "Туполева".
Кроме крушения в районе Петрозаводска, 1 января в аэропорту города Сургут при попытке взлета загорелся и был полностью разрушен самолет Ту-154 авиакомпании "Когалымавиа". 43 человека пострадали, трое - погибли. В апреле 2010 года под Смоленском рухнул правительственный Ту-154 в котором летел президент Польши Лех Качиньский. Тогда погибли все 96 человек, находившиеся на борту.
"До окончания работы следственной комиссии мы никаких комментариев по поводу Ту-134 и катастрофы не даем", - заявил в четверг dp.ru представитель ОАО "Туполев". "Если говорить безотносительно аварии, то Ту-134 прекрасно послужил, но понятно, что такие самолеты устарели и морально и физически", - считает представитель компании “Гражданские самолеты Сухого” Ольга Каюкова.
В качестве замены Ту-134 могут выступать (и выступают) модели Bombardier, Embraer, Fokker, российский Sukhoi SuperJet и т.д. По словам экспертов, в сравнении с современными ближне- и среднемагистральными самолетами модели Ту-134 на 30-40% дороже в эксплуатации и при этом менее эффективны. Из-за экологических и шумовых требований Ту-134 запрещено использовать, в частности, на территории Евросоюза. За посадку в аэропортах ЕС полагается штраф.
При этом проблема с заменой парка самолетов в России, по словам Ольги Каюковой, комплексная. "В России практически нет региональных перевозок. Высокие цены на билеты, состояние инфраструктуры – все это образует замкнутый круг", - говорит она.
Вариантов замены Ту-134 о которой говорит Дмитрий Медведев несколько, но и здесь есть свои сложности. Например, большинство машин Bombardier и Embraer не сертифицированы для использования на территории России и стоят дороже, чем, например, Sukhoi SuperJet. В свою очередь SuperJet из-за относительной молодости проекта пока малочисленны и недостаточно известны. Сейчас в эксплуатации всего два самолета – у российского "Аэрофлота" (перевозчик первым в России снял Ту-134 с регулярных рейсов еще в 2008-м году) и армянской "Armavia". Поставить их выпуск на поток (довести выпуск до 60 самолетов в год) в компании планируют только к 2014 году.