Новые концепции развития площади Восстания и прилегающих к ней территорий предложили участники научно–практической конференции "Преображение транспортно–коммуникационных пространств городов". Есть среди концепций и студенческие мечты, и более приближенные к реальности проекты.
Площадь Восстания — одна из проблемных точек Петербурга. Автомобилистов здесь ожидают пробки, а пешеходов — длинные неудобные пути. Всю прошлую неделю специалисты из Петербурга, Архангельска, Омска, Иркутска, Череповца, Таллина и Дрездена трудились над вопросом, как сделать одну из главных площадей города лучше и удобнее.
Четыре рабочие группы, состоящие из архитекторов, социологов, психологов, специалистов по транспорту и студентов, проанализировали проблемы этого пространства и предложили свои решения. Предложения групп заключались в улучшении транспортной ситуации, организации пространства для пешеходов, освежении архитектурной концепции.
Зеленая площадь
Одна из проблем центра города — малое количество зеленых зон. Участники конференции предложили несколько выходов из этой ситуации.
Читайте также:
В Петербурге обнаружены "секретные" тоннели
Группа под руководством директора
центра экспертиз
"
ЭКОМ
"
Александра Карпова
предложила сократить площади Московского вокзала и перенести основной транспортный узел в Обухово. На освободившемся пространстве предлагается разбить парк. Другой сквер летом должен быть, по задумке авторов проекта, на крыше д. 120 по Невскому пр., а зимой здесь же предлагается организовать открытый каток.
Надстроить над железнодорожными путями Московского вокзала еще два уровня предложила группа под руководством Александра Михайлова, профессора Иркутского государственного технического университета. Таким образом, на первом уровне должны будут остаться платформы с поездами, на втором расположатся зоны для пассажиров, торговые и офисные помещения. На самом верху, на третьем уровне, можно устроить сад. "Это была спонтанная идея, — признаются участники группы. – Может быть, больше деревья здесь расти и не будут, но в любом случае зеленая зона в этом районе необходима". Похожую концепцию, но без промежуточной общественной зоны предложили студенты в составе другой группы (оба проекта см. в галерее).
Проекты попадают в существующую тенденцию: бюро
Intercolumnium разрабатывает сейчас подобную концепцию, только без сада на крыше, для Финляндского вокзала, а ЛенНИИПроект готовит второй уровень для скоростных поездов Московского вокзала.
На фото: Группа под руководством А.Михайлова предложила надстроить два уровня над путями Московского вокзала и разбить здесь сад
Копнуть глубже
Идея эта интересна еще и тем, что раньше пространство площади предлагали реконструировать, только копая вглубь, а не надстраивая пространство. Разговоры об организации под площадью подземного пространства идут не первый год. Один из уже известных вариантов — это проект архитектурного бюро "Земцов, Кондиайн и партнеры", созданный по заказу ООО "Адитум". Михаил Кондиайн работал в составе одной из групп и вернулся к своему старому проекту. В этом году о нем вспоминают уже второй раз — проект также входил в экспозицию выставки "Архитектура Петербурга — 2011".
Суть концепции в том, чтобы организовать под площадью многоуровневое подземное пространство, где бы расположились пешеходные зоны, общественные пространства и парковки. Также на площадь предлагается вернуть памятник Александру III, а стелу переместить в другое место, например, на площадь Мужества.
"Памятник по своим объемным характеристикам очень хорошо удерживает центр этой площади, а стела слишком легкая и изящная, ее массы недостаточно для удержания внимания. К тому же важен исторический контекст — Александр III основал вокзал, основал это место," — объясняет такое решение Михаил Кондиайн.
"Памятник по своим объемным характеристикам очень хорошо удерживает центр этой площади, а стела слишком легкая и изящная, ее массы недостаточно для удержания внимания. К тому же важен исторический контекст — Александр III основал вокзал, основал это место," — объясняет такое решение Михаил Кондиайн.
В перспективе Михаил Кондиайн считает возможным также организовать пешеходное пространство под Невским проспектом — от площади Восстания до Литейного проспекта или реки Фонтанки. Проект пришелся по душе вице–губернатору Петербурга Юрию Молчанову, курирующему вопросы транспортного развития.
"Надо максимально возможно использовать подземное пространство. Променад под Невским — это совсем далекие мечты, но на площади это то, что нужно. Нужно зарываться, и ничего плохого в этом нет! Так мы создадим дополнительное общественное пространство, торговый центр, паковку. Здесь можно построить примерно 50–60 тыс м2 помещений", —. уверен Юрий Молчанов.
"Надо максимально возможно использовать подземное пространство. Променад под Невским — это совсем далекие мечты, но на площади это то, что нужно. Нужно зарываться, и ничего плохого в этом нет! Так мы создадим дополнительное общественное пространство, торговый центр, паковку. Здесь можно построить примерно 50–60 тыс м2 помещений", —. уверен Юрий Молчанов.
На фото: Проект организации подземного пространства под пл.Восстания. Вместо стелы предлагается установить памятник Александру III
Транспортные вопросы
В свой прежний проект Михаил Кондиайн внес существенное изменение. Теперь предлагается организовать тоннель вдоль Лиговского под Невским проспектом. Однако эту идею не поддержал Юрий Молчанов
"Мы анализировали возможность строительства тоннеля, но из–за того, что здесь ему будет мешать метро, это выйдет очень дорого", — отметил вице–губернатор.
"Мы анализировали возможность строительства тоннеля, но из–за того, что здесь ему будет мешать метро, это выйдет очень дорого", — отметил вице–губернатор.
Думая над решением транспортной проблемы, участники конференции не забыли и о генплане города, в котором предусмотрено строительство виадука над железнодорожными путями в районе Черняховского — Кременчугской. К тому же было предложено организовать к востоку от территории РЖД скоростную магистраль с выходом на набережную Обводного канала, а в дальнейшем на Центральную дуговую магистраль. Варианты решения транспортной проблемы смотрите на видеопрезентации и в галерее.
Юрий Молчанов предложил возможное решение транспортной проблемы в будущем. "Мне немножко странно, что никто не вспомнил об Орловском тоннеле. Его хорошо бы продлить. Потоки же формируются не на Советских улицах, а намного выше. Орловский тоннель ныряет у Смольного, и он должен выйти ниже на Обводном канале в этой его части. Тогда мы снизим транзитный транспортный поток. Конечно, развязка Черняховского позволяет отчасти убрать тяжелый правый поток, но его нужно увести направо раньше в районе Обводного канала", — рассказал вице–губернатор.
На фото: Сергей Бобылев, гендиректор ООО "Архитектурная мастерская Бобылева" представил проект развития территорий за Москковским вокзалом с организацией пешеходной улицы над путями
В целом Юрий Молчанов положительно оценил работу конференции, отметив, что такие обсуждения очень полезны для развития города. Организаторы конференции планируют и в дальнейшем устраивать подобные мероприятия, как в Петербурге, так и в других городах России. В ближайшей перспективе возможно обсуждение еще двух проблемных точек Петербурга — площади Мужества и Балканской площади в Купчино.
На фото: Вице-губернатор Петербурга Юрий Молчанов послушал чужие и предложил свои выходы из существующей транспортной ситуации на площади Восстания
Учтут ли пожелания участников этой конференции, станет известно уже скоро. На этой неделе прошли общественные слушания по проекту планировки территории в промышленной зоне у Московского вокзала.