Орловский тоннель под Невой, строительство которого недавно поддержал Владимир Путин, может прервать череду нереализованных проектов подземных и подводных дорог в Петербурге. При этом в городе, задыхающемся от пробок, есть тоннели, в которые не пускают обычных автомобилистов.
Проект Орловского тоннеля недавно получил высшую политическую поддержку: в начале июля с ним ознакомился премьер–министр Владимир Путин. Глава правительства заявил, что рассчитывает на реализацию проекта в заданный срок.
Между тем проекты строительства подводных тоннелей в Петербурге существовали и ранее. Но далеко не все из них были воплощены.
Тот же самый Орловский тоннель мог быть построен еще в 2006 году. Начало его строительства было запланировано на 2001 год. Интересно, что уже тогда речь шла о привлечении инвестора, который получал бы объект в эксплуатацию на 30–летний срок. В итоге законодательство о государственно–частном партнерстве появилось значительно позже, не говоря уже о самих проектах в рамках ГЧП.
В 2003 году комитет по благоустройству и дорожному хозяйству объявил конкурс на строительство тоннеля от Васильевского острова в районе Наличной улицы на левый берег Невы около реки Екатерингофки. Вскоре конкурс был отменен, и теперь в этом районе планируют строительство Ново–Адмиралтейского моста.
В 2008 году институт "Стройпроект" спроектировал тоннель под Невой вдоль Английской, Дворцовой набережных и набережной Робеспьера. Предполагалось, что по нему сможет двигаться грузовой транспорт. Вскоре проект был тихо забыт.
На фото: Проект Орловского тоннеля в разрезе
Таким образом, на данный момент единственным подводным тоннелем в Петербурге остается Канонерский тоннель, ведущий на Канонерский остров. Он был построен еще в 1983 году. Ненамного лучше обстоит дело в городе и с тоннелями, пролегающими под транспортными магистралями. Наиболее известный из них — тоннель под площадью Победы, связывающий Краснопутиловскую улицу и улицу Орджоникидзе, — был построен в начале 1970–х.
С тех пор предлагалось несколько проектов, сходных по масштабу, но пока так и не реализованных. Наиболее крупным из них стоит признать проект тоннеля под площадью Восстания. Он обсуждался еще в советское время, но в 2008 году за его реализацию взялась компания "Адитум", которую связывали с братьями Зингаревичами. Компании предоставил участок для изыскательских работ, и с тех пор проект не сдвинулся с места.
В том же 2008 году в рамках проекта высокоскоростной железной дороги Москва — Петербург был спроектирован тоннель под железнодорожными путями, соединяющий Полтавскую улицу с улицей Черняховского. Этот проект, по всей видимости, будет зависеть от того, как будет строиться скоростная ветка.
Вместе с тем в городе существует ряд "секретных" тоннелей, которые, возможно, могли бы улучшить транспортную ситуацию, если бы были введены в оборот. Так, на петербургских форумах были опубликованы фотографии и схема автомобильного тоннеля под Московским проспектом, соединявшего в советское время площадки завода "Электросила". "Силовые машины", которым сейчас принадлежит "Электросила", от комментариев dp.ru относительно тоннеля категорически отказались. Возможно, это связано с определенной секретностью объекта — фактически получается, что под трассой из аэропорта, по которой ездит и президент, и премьер–министр, есть некий частный тоннель.
Городские легенды говорят о существовании аналогичных тоннелей под Железноводской улицей в районе Завода имени Калинина, а также в Красном Селе около одного из НИИ.