Владимир Путин встретился с кавказской молодежью и постарался вложить ей в головы мысль о том, что Россия никогда не отпустит Кавказ. Он заискивающе попросил, чтобы кавказцы стали прилично себя вести, а в неопределенной перспективе - и работать.
Премьер-министр РФ
Владимир Путин в Кисловодске провел встречу с представителями молодежи Кавказа. В первую очередь их волновал вопрос, не думают ли в России, что Кавказ стал лишним и ненужным регионом. Его в различных вариациях задали несколько раз. И каждый раз Путин отвечал, что "Северный Кавказ для России - не балласт", и вниз никто никого не тянет.
Почему вопрос - больной, понятно. Совсем недавно Минрегион представил программу развития Северного Кавказа до 2025 года на 4 триллиона рублей, из которых 2,7 трлн должен выделить бюджет. Минфин идею забраковал, сочтя нереальной. Одна только Чечня весной представила Москве заявку на полтриллиона до 2025 года. Сверхвысокие дотации традиционно вызывают возмущение многих россиян, а кавказские студенты спрашивали так, как будто им даже несколько неудобно.
"Мы через Кавказ подтверждаем и отстаиваем в том числе значительную часть наших геополитических интересов в этом регионе мира. Для нас это очень важно", - успокоил их Путин. Глава правительства довольно долго произносил традиционные речи на тему того, что вот в Советском союзе все народы жили в мире, все мы – дети матери-России и когда была война, все воевали вместе. Из беседы выяснилось, что проблемы с Кавказом у России продолжаются с 19 века: "Как будто вчера написано: всё то же самое", - всплеснул руками Путин. Но, продолжил премьер, все эти проблемы будут продолжать решать - видимо, столько, сколько потребуется.
На фото: Владимир Путин на встрече с молодежью Кавказа
Неделей раньше куда более конкретно на эту тему во время визита на Кавказ высказывался замглавы администрации Владислав Сурков. "Нам нужен Кавказ, а в том, что за это надо что-то платить, и не только в денежном смысле, — так ведь за все надо платить", - говорил он. Иными словами, волноваться кавказацам не приходится - речи о сокращении финансирования не идет.
Владимир Путин все же хотел бы видеть что-нибудь взамен со стороны кавказцев. Например, более спокойное поведение. "Если люди попадают в другую культурную среду, они всё-таки должны с уважением относиться к народу, среди которого они решили жить, - сказал премьер. - И если этим народом такое поведение воспринимается как религиозно-культурная агрессия, вызывает отторжение, то нужно к этому относиться с пониманием и не навязывать свои порядки". "Людям совсем радикальных взглядов" он предложил "поезжать и жить там, где эти радикальные взгляды являются нормой".
Неплохо было бы, добавил он, чтобы и на Кавказе прилично относились к приезжим. Сказал Путин это очень мягко, в совсем несвойственной для себя жесткой манере, и даже начал с заискивающего извинения "Может быть, я что-то не так скажу..". Но все-таки, считает премьер, "если будут приезжать туристы, а местный персонал будет туристок за мягкие места щипать, может быть, кому-то это понравится, но далеко не всем, и желающих приезжать будет немного".
Глава правительства даже попытался уговорить кавказскую молодежь, что работать - это не стыдно. "Не прав тот, кто говорит по поводу "прислуживания туристам", - отреагировал Путин на реплику одного из участников встречи. Туризм, сказал он, "это очень важная отрасль экономики многих стран". "Когда приходит понимание того, что от этого может зависеть благосостояние местных жителей, то очень быстро меняется и менталитет, очень быстро приходит понимание, что это не прислуживание, а работа, престижная, требующая особой подготовки и высокой квалификации", - продолжил премьер.
Но в то же время он признал, что "нежелание, неспособность работать на высоком уровне проистекают не от менталитета, а от низкого образовательного и культурного уровня". Получается замкнутый круг- нет культурного уровня - нет туризма, нет туризма - не меняется менталитет.