В самом начале мирового финансового кризиса представители Центробанка России открыли остров Стабильности и Тихую гавань. Однако потом выяснилось, что навигационные приборы ошиблись. Сейчас история повторяется.
Сентябрь 2011 года начался с бодрых заявлений главных российских финансистов. Сразу после того, как глава Минфина РФ, декан факультета свободных искусств и наук СПбГУ Алексей Кудрин спрогнозировал равенство бюджетных доходов и расходов РФ по итогам 2011 года, первый заместитель председателя Центробанка РФ Алексей Улюкаев поспешил поддержать министра.
"Глобальные события влияют на нас сейчас и будут влиять дальше. Но маргинальный эффект не слишком значим в макроэкономическом смысле. Его надо учитывать... но никаких принципиальных корректировок в политику и экономику он не привнесет", — заверил Улюкаев, отвечая на вопрос, как ситуация в мировой экономике отражается на России.
Фактически представитель российского ЦБ повторил популярный в 2008 году тезис о том, что в мировой экономике Россия занимает особое место благодаря своим скрытым и явным резервам.
Подобная самостийность — вещь спорная. "Отхода от зависимости и превращения в остров Стабильности нет", — считает начальник аналитического отдела ИК "Грандис Капитал" Денис Барабанов. По его словам, Азия и Латинская Америка в последние годы действительно стали менее зависимыми от ситуации в США и Европе, однако к России это не относится. "Проблема в том, что мы экспортируем сырье, и один из главных рынков сбыта — это Европа", — говорит он.
Читайте также:
Россия продаст еще больше нефти
"Разговоры о тихой гавани меня тревожат. Российская экономика целиком и полностью зависит от цен на нефть. В случае рецессии на Западе Россия получит удар, возможно гораздо больший, чем диверсифицированная экономика развитых стран", — делится мнением эксперт фондового центра "Инфина" Вероника Чекина.
На фото: Алексей Улюкаев
Посткризисное "равновесие" мировой финансовой системы, которое обошлось в сотни миллиардов долларов, все больше напоминает позу застывшего на канате акробата, который боится рухнуть вниз.
По данным Центробанка РФ, чистый отток частного капитала из России только в первом полугодии 2011 года вырос в 2,7 раза, до $31,2 млрд. При этом за весь прошлый год из РФ было (официально) вывезено около $35 млрд. Выход из рисковых (в основном сырьевых) российских активов ускоряется.
"По мере роста проблем в экономиках США и Европы отток капитала из России будет увеличиваться", — прогнозирует Вероника Чекина. Что касается спасательного круга и подушки безопасности, то "высоколиквидные иностранные активы", которые держат "не черный день" Банк России и правительство РФ, тоже не застрахованы от девальвации. "За время кризиса резервный фонд РФ значительно похудел, останется проедать золотовалютные запасы", — резюмирует эксперт. И еще одна немаловажная особенность российской "подушки безопасности" — плотность ее набивки в значительной мере контролируют иностранные фонды,
неотделимые от мировой конъюнктуры.
неотделимые от мировой конъюнктуры.