Планшетные компьютеры из разряда непривычных гаджетов постепенно превращаются в привычный аксессуар.
Все больше набирающие популярность планшетные компьютеры "откусывают" значительную часть "пирога" от рынка персональных компьютеров. Так, по данным Goldman Sachs, в 2011 году планшетники заберут 35?% продаж ПК, а в 2012?–м — ?33?%. При этом затраты на планшеты в 2011 году могут составить около $ 30 млрд, тогда как в прошлом году эта сумма была менее $ 10 млрд.
В России, несмотря на более поздние по сравнению с остальным миром релизы устройств, покупательская активность такая же высокая, как и за границей. Например, в розничной сети МТС рост продаж планшетных компьютеров в первом полугодии 2011 года относительно конца прошлого года составил около 40?%. "Официальные продажи планшетов в России начались в IV квартале 2010 года, — рассказывает коммерческий директор ГК "Связно"» Юрий Лабис, — сегодняшние продажи в 4 раза превышают продажи IV квартала 2010 года".
Среди факторов роста планшетников специалисты выделяют их универсальность. Это устройства, которые подойдут кому угодно: студентам, дизайнерам, архитекторам, бизнесменам, предпринимателям, врачам, учителям, тренерам спортивных команд.
"Для каждой ниши найдется свое приложение и возможность его интеграции в бизнес–процессы, — считает основатель цифрового издательства "Айпадайзер" Алексей Поспехов, — мы находимся еще в самом начале "планшетной эры", и впереди у нас лет пять безоблачного будущего".
Немаловажной причиной, сделавшей планшеты популярными, является их мобильность — по этой же причине в свое время стали популярны ноутбуки и нетбуки. Планшет еще компактнее и легче, но при этом зачастую обладает не меньшим набором функций, чем, например, ноутбук.
Помимо количественного роста рынок планшетных компьютеров идет большими шагами по пути улучшения качества.
"Повышается производительность, улучшается дисплей, количество приложений становится больше, — рассказывает руководитель исследовательского отдела "Рексофт" Сергей Кузнецов, — есть отдельные улучшения вроде появления в планшетах Full HD видео".
Сейчас безусловное лидерство на рынке планшетных компьютеров захватил Apple с его iPad и iPad 2, занимая долю 70?% в этом сегменте. Слабые позиции конкурентов эксперты видят
в невозможности предложить комплексный продукт. "Есть планшеты, которые имеют больше функций и возможностей, но, как только речь заходит о комплексной экосистеме — покупке музыки, установке программ, выясняется, что у конкурентов с этим проблемы и пользователи сами должны решать эти вопросы", — считает Алексей Поспехов. Однако доля в 70?% — это уже не 95?%, как это было с выходом первого iPad. Несмотря на успехи Apple, все большую популярность приобретают устройства на базе операционной системы Android компании Google. "Фактически другие компании существуют на рынке планшетов только благодаря популярности этой операционной системы, которая приспособлена для работы на планшетах", — поясняет Юрий Лабис. И если производители смогут предложить продукцию с надежным и богатым функционалом по разумным ценам, они вполне могут составить конкуренцию iPad.
Например, уже сейчас большую популярность завоевал планшет Samsung Galaxy Tab, новая версия которого появилась в России 25 августа. По мнению Сергея Кузнецова, громкие премьеры, судя по всему, ожидают нас в конце этого — начале следующего года.
"Это будет новое поколение планшетов с экранами высокого разрешения, — считает он, — ждем также вступления в игру Microsoft с Windows 8".
Специалисты отмечают, что рынок планшетов довольно молодой, особенно в России, поэтому прогнозировать объем продаж по итогам 2011 года пока сложно. Что касается мировых продаж, по прогнозу инвестиционного банка JP Morgan, в 2011 году рынок планшетов будет измеряться 47,9 млн устройств, или $26 млрд в денежном выражении. В 2012 году произойдет 60%-ный рост рынка: до 72,4 млн планшетов и $35,2 млрд.