Раскол в партии "Правое дело" окончательно зафиксирован. Михаил Прохоров смещен с поста лидера, начинает все с нуля и обещает бороться с Владиславом Сурковым. Ни у партии, ни у бизнесмена политического будущего нет, считают эксперты.
События развивались стремительно. Накануне, в первый день съезда, выяснилось, что немалая часть делегатов от регионов в списках подменены неизвестными фамилиями. Михаил Прохоров демонстративно распустил исполком и политсовет партии, а также исключил из партии руководителя мандатной комиссии Андрея Богданова. На следующий день в Москве одновременно прошли два съезда – противников и сторонников Прохорова. Противники сместили Прохорова, восстановили Богданова и старый устав партии.
В понедельник предвыборные штабы планировали начинать полевую предвыборную работу, разворачивать пикеты. Теперь, говорят сотрудники штабов, все зависло, указаний из Москвы нет. Но, скорее всего, штабы будут переформатировать, а заготовленную печатную агитпродукцию придется выбрасывать.
На собрании сторонников Прохоров объявил о том, что вышел из "Правого дела", призвал всех последовать его примеру и создать общественное движение, которое в будущем надлежит переформатировать в партию. В декабрьских выборах он участвовать уже не будет. Представитель Минюста признал легитимным альтернативный съезд противников Прохорова.
Партию, обновленную в результате прихода в июне единоличного лидера, миллиардера Михаила Прохорова, считали перспективной "темной лошадкой" на предстоящих выборах в Госдуму. Президент Дмитрий Медведев несколько раз заявил, что был бы рад видеть "Правое дело" в Госдуме. Неделю назад Медведев на политическом форуме в Ярославле сказал, что сейчас "как никогда велико искушение заняться "закручиванием гаек", но "не в этом идея, нельзя ограничивать права людей и уж тем более заглушать критику".
Однако искушение, видимо, оказалось слишком сильным. Именно администрацию главы государства Прохоров обвинил в рейдерском захвате партии.
Прохоров и его соратник Евгений Ройзман назвали и фамилии – сначала замглавы управления внутренней политики АП Радия Хабирова, а на следующий день – замглавы АП Владислава Суркова и руководителя управления по внутренней политике Константина Костина. Михаил Прохоров заявил, что будет добиваться отставки Суркова, назвав его "кукловодом, который приватизировал всю политическую систему".
На фото: Съезд "Правого дела"
Дмитрия Медведева и Владимира Путина он ни в чем обвинять не стал, выразив уверенность, что Сурков их "неправильно информировал", и надежду на то, что ему удастся объяснить членам правящего тандема, как на самом деле обстоит дело. Политолог Станислав Белковский считает это проявлением слабости: "Он вышел из партии еще до начала второго дня съезда, не попытался бороться, не назвал главного виновника захвата". Михаил Прохоров продолжил российскую традицию жалоб оппозиционеров главе государства – лидер КПРФ Геннадий Зюганов, когда его похожим образом пытались сместить на альтернативном съезде в 2004 году, тоже искал поддержки у Путина.
Поводом для раскола стало желание Прохорова непременно включить в списки кандидатов главу екатеринбургского фонда "Город без наркотиков" Евгения Ройзмана. Ройзман имеет неоднозначную репутацию, хотя и популярен. Он нередко акцентирует внимание на национальности наркоторговцев, а Медведев объявил, что национализма на выборах не потерпит.
Но это был лишь повод. В отставке Прохорова сошлись два фактора: недовольство Кремля и возмущение "старых демократов", фактически отстраненных от политического процесса. "Кремлевский ставленник Прохоров стал вести себя самостоятельно и игнорировать идеологические и кадровые указания. В администрации президента пришли к выводу, что "Правое дело" провалит выборы, и объяснили это Медведеву, добавив, что он понесет от этого репутационные издержки", – рассуждает Станислав Белковский.
Экс-член политсовета СПС и "Правого дела" Григорий Томчин говорит, что из-за идеологических метаний Прохорова сошлись интересы ветеранов либерального движения и Кремля. "Его манифест и программа – не правые, не либеральные, там говорится, например, что мы 20 лет проедаем наследство СССР. Либералам не нужна партия, основанная на авторитаризме, а Кремлю тоже не нужна еще одна такая партия – таких уже много", – пояснил Томчин. Вину за развал партии он возлагает в основном на Прохорова и его штаб. В новом политсовете "Правого дела", говорит Томчин, много "старых друзей" из "Демвыбора" и СПС, которых не упрекнуть в потакании властям.
Делегат от Петербурга Игорь Кучеренко заявил, что последует в новое движение Михаила Прохорова. Он утверждает, что съезд его противников нелегитимен, а на собрании сторонников собралось более 50 "реально выдвинутых делегатов".
По версии Томчина, полномочия делегата Кучеренко не были подтверждены мандатной комиссией, так как нелегитимной была конференция, его выдвинувшая. На этой конференции, напомним, был избран лидером банкир Юрий Рыдник. "Он избран нелегитимно, участников конференции принимали в партию с нарушениями. Лидером отделения является Евгений Маутэр", – отрезал Томчин. По всей видимости, ревизии подвергнутся теперь и списки кандидатов. Утверждать их будут через несколько дней. Сам Рыдник находится в Москве, но на съездах "правых" его не видели.
Перспективы "Правого дела" теперь туманны. Ни Белковский, ни директор ФЭП Кирилл Танаев не дают ей шансов, несмотря на заявления Медведева. "Разве что он сам ее возглавит, – скептически говорит Танаев. – Не будет никакого "Правого дела" в Думе". Также неясны и шансы нового движения Прохорова – как показывает практика, в России не регистрируются политические движения, созданные без санкции администрации президента.