Cтроительство подземных паркингов все активнее обсуждается властями и проектировщиками. Первые объекты могут появиться под площадями — Сенной, Театральной и Ленина.
На Сенной пл. масштабные строительные работы могут начаться уже в 2012 году. Проект реконструкции этой территории разработан ГУП "Ленгипроинжпроект" и архитектурным бюро "СУАР-Т". По их замыслу, здесь появится вход в метро трех станций ("Сенная", "Садовая" и "Спасская"), комплекс "ПИК–2", подземные пешеходные переходы и новые линии трамвайных путей. На подготовку проектной документации будет выделено 14,54 млн рублей из городского бюджета, эту цифру "ДП" сообщили в комитете по развитию транспортной инфраструктуры СПб (КРТИ), который является заказчиком проекта.
При этом параллельно проектировщики города предлагают более глобальное освоение подземного пространства под Сенной. Например, ОАО "КБ высотных и подземных сооружений" (КБ ВиПС) планирует сделать площадь двухэтажной. Верхний ярус будет полностью пешеходным: здесь высадят деревья и проложат пешеходные дороги. В подземелье же, на глубине 15 м, КБ ВиПС предлагает проложить дороги и маршруты городского транспорта, а также разместить парковку более чем на 1 тыс. автомобильных мест. По словам Александра Кандаурова, управляющего партнера компании Parking–Set, его фирма намерена включить в этот проект свою систему автоматической доставки автомобилей на парковочные места.
Идею двухэтажной Сенной пл. КБ ВиПС вынашивает уже год, в работе также принимают участие ОАО "Метрострой", ОАО "Ленметрогипротранс" и ГУП "Ленгипроинжпроект". Сегодня компании готовят документы для утверждения проекта Главгосэкспертизой, пока авторы затрудняются назвать точную стоимость выполнения задуманного. Однако создание только парковки потребует не менее 50 млн евро, рассказал Кшиштоф Поморски, технический директор КБ ВиПС.
На фото: "Ленгипроижпроект" и бюро SUAR.T предлагают разместить под Сенной сравнительно небольшую подземную стоянку на 400 автомобильных мест.
Будет ли воплощена идея КБ ВиПС, пока неизвестно. Однако, как рассказал Александр Супоницкий, директор бюро "СУАР-Т", уже существующий у властей города план реконструкции Сенной подразумевает размещение подземной стоянки, въезд в которую будет располагаться в восточной части площади. Авторы идеи обновления Сенной пл. не исключают, что проект КБ ВиПС может стать второй очередью реконструкции.
Подземные парковки могут появиться и в других частях Петербурга. У "Ленгипроинжпроекта" есть проект по созданию еще одного паркинга — под пл. Ленина, однако на этот раз строительство будет вестись на деньги частного инвестора, которого пока не выбрали, рассказали в КРТИ. "В Смольном обсуждают этот проект, но пока инвестор не выбран", — сообщил Александр Шарапов, президент Becar Realty Group (дочерняя компания которой участвует в реконструкции стоящего на площади Финляндского вокзала).
Наконец, еще одна подземная стоянка проектируется тем же КБ ВиПС под Театральной пл. Примечательно, что по соседству (на пересечении ул. Глинки и Декабристов) до кризиса для шведской девелоперской компании Ruric архитектурная мастерская Цыцина разрабатывала проект МФК "Театральный". В нем было запроектировано шесть подземных этажей, из которых четыре занимал паркинг на 2 тыс. автомобилей. По словам Кшиштофа Поморски, КБ ВиПС пока не вело переговоров с Ruric о комплексном совместном освоении подземной части Театральной пл. Однако такой подход, включающий заодно и подземную часть будущей станции метро "Театральная", был бы, безусловно, логичнее и выгоднее.
Владимир Улицкий, завкафедрой оснований и фундаментов Петербургского госуниверситета путей
сообщения (ПГУПС):
Под Сенной площадью можно сделать стоянку, но если перейти от фантазии к реалиям, то нужен хороший технический анализ. Наклонный ход, метро — очень сложная ситуация. Если одно автомобильное место будет стоить $150 тыс., то создавать здесь парковку нелогично. Разобраться должны геотехники, а не чиновники.
Игорь Лейтис, президент холдинговой компании "Адамант":
Я считаю, что создание подземных парковок под площадью Ленина, Сенной и Театральной площадями только на частные средства нецелесообразно: это слишком дорого. У нас был опыт строительства 4–этажной подземной стоянки под нашим ТК на Комендантской площади, и из–за нее срок окупаемостиэтого проекта вырос до 10 лет.
Виталий Зенцов, директор СПб ГУП "Ленгипроинжпроект":
Существует несколько предложений возможного использования подземного пространства под Сенной, однако все это пока находится на стадии идей. Полагаю, что сегодня паркинги в городе — это в целом окупаемые проекты. Но отдельно стоящих подземных паркингов в городе не так много, и их экономика не столь очевидна.