Из новой встречи Дмитрия Медведева со сторонниками его задумка будущего "большого правительства" не прояснилась. Но стало понятно, что будущее правительство "Единой России" должно выглядеть как правительство гражданской коалиции.
В резиденции в Горках Дмитрий Медведев собрал сторонников уже во второй раз. В первый раз президент пообщался с ними в центре новых технологий Digital October в Москве на выходных и анонсировал идею "большого правительства". Эта идея вызвала среди участников встречи и наблюдателей недоумение - не было понятно, что именно предлагает президент.
На второй встрече, где сторонники предстали уже в статусе общественного комитета, ситуация не особенно прояснилась. Понятно стало, что "большое правительство" не подменит собой "малое", то есть настоящее. Медведев пообещал взять некоторых участников комитета в правительство - министерства и ведомства. Им он предложил в свою очередь стать его доверенными лицами на выборах: "не только в юридическом смысле, но и в фактическом". Но чиновниками члены "большого правительства" не станут.
С другой стороны, комитет предложено сделать постоянно действующим органом при правительстве, и даже создать для него очередной кадровый резерв. Станет ли именно он "большим правительством", пока неясно, но еще на первой встрече Медведев предупреждал, что главная роль в нем будет принадлежать "Единой России" (список которой на выборах в Госдуму он возглавляет), хотя приглашаются, конечно, и представители всех остальных политических сил и гражданского общества.
"Малое" же правительство, по замыслу Дмитрия Медведева, должно стать "компактным, недорогим и не обременительным для налогоплательщиков".
Смысл в том, что действующий президент и будущий премьер осознает, что в России "хромает в силу исторических причин и несовершенства нашей работы" система обратной связи власти и общества, и хочет это исправить. Он даже одобрил идею ежемесячного выступления министров по телевидению и участия их в ток-шоу. Как выяснилось, проблемы с коммуникацией есть даже в самой власти: Медведев рассказал, что губернаторы, например, не могут дозвониться министрам.
На обе встречи были приглашены не только представители организаций, входящих в Общероссийский народный фронт. Среди приглашенных наряду с некоторыми губернаторами оказались ректоры вузов, предприниматели, социологи, ученые, журналисты, интернет-деятели, некоторые из которых, кстати, отказались приходить, не желая смешиваться с единороссами. Но большинство из гостей так или иначе уже сотрудничают с партией власти, как например ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, режиссер Федор Бондарчук или социолог Ольга Крыштановская.
"Расширенное правительство", таким образом, будет скорее всего напоминать (и уже напоминает) группу проверенных и отобранных экспертов при правительстве. Формировать его явно будет сам премьер-министр. Будет ли оно чем-то отличаться от очередного экспертного совета, зависит от того, какие реальные полномочия оно получит, будут ли эти полномочия как-то закреплены законодательно и будут ли учитываться его рекомендации. По этому поводу не было пока сказано ничего внятного. Впрочем, это все равно ничего не гарантирует - к примеру, Общественная палата РФ в свое время получила право экспертизы законопроектов, однако всерьез на процесс принятия Госдумой законов это не повлияло. Многочисленные советы и институты в последние годы разработали множество планов и советов президенту и правительству, но все это в основном так и осталось на бумаге.
Дмитрий Медведев, очевидно, рассчитывает продемонстрировать свою открытость и даже относительную восприимчивость к критике, пытаясь в глазах общества представить правительство "Единой России" как продукт все же широкой гражданской коалиции. "Большое правительство" в этом случае фактически станет творческим развитием идеи Народного фронта, который сам президент называл не более чем предвыборной технологией.