Независимые операторы АЗС Петербурга бьют тревогу из-за отказа ОАО "Сургутнефтегаз" поставлять топливо по прямым договорам. В регионе ожидают повторения недавнего алтайского топливного кризиса.
Первой тревогу забила "Петербургская топливная компания". Как рассказал первый заместитель генерального директора ЗАО "ПТК" Леонид Чурилов, если раньше "Сургутнефтегаз" продавал компании фиксированный объем бензина с Киришского НПЗ по заранее оговоренной цене, то теперь все топливо продается только через Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу.
Сейчас, по оценкам участников рынка, Киришский НПЗ поставляет около 70% топлива в регион. Стоимость литра бензина на бирже на 4-5 рублей дороже, чем по прямым договорам поставки, и приобрести его может покупатель из любого региона страны. В итоге компания "ПТК", которая реализует более 70 тонн топлива в месяц, не может гарантировать его поставку 6 тыс. компаний, с которыми у нее заключены договора по фиксированной цене. Значительная часть из них - госструктуры (скорая помощь, пожарные части, ГУП "Пассажиравтотранс" и др.).
"Обычно до 20 числа каждого месяца мы подтверждаем нашим партнерам договора поставки. Сегодня мы этого сделать не можем, поскольку не знаем, сколько бензина и по какой цене мы сможем купить", - говорит Леонид Чурилов. Как рассказал президент Нефтяного клуба СПб Олег Ашихмин, аналогичная ситуация сложилась и у других независимых операторов АЗС. По его словам, сейчас на биржу приходит более 300 заявок от покупателей, а предложений – не более 50.
Если учесть, что в регионе реализуется около 300 тонн бензина в месяц, то убытки независимых операторов при отказе от прямых договоров составят около 600 млн рублей в месяц. Естественно все это отразиться на розничной стоимости бензина. Пока предположить, насколько подорожает бензин, никто не решается.
По аналогичной схеме развивался топливный кризис в Алтайском крае весной этого года. Когда независимым операторам АЗС предложили покупать бензин по завышенным ценам на бирже, они предпочли закрыться. Предприниматели не видели смысла продавать дорогой бензин по соседству с АЗС топливных гигантов, которые получали бензин по обычным ценам. После закрытия половины заправок региона, сети АЗС добывающих компаний, на которые ринулись все автомобилисты, не смогли обеспечить их бензином.
В Северо-Западном регионе через биржу продают свое сырье только "Сургутнефтегаз" и "ТНК-ВР" (10%). Как рассказали в ОАО "Лукойл", компания не собирается отказываться от поставки топлива по прямым договорам до тех пор, пока в Петербурге нормально не заработает нефтяная биржа. Однако в компании отметили, что, в первую очередь, обеспечивают топливом свои заправки.
Руководитель регионального управления ФАС Олег Коломийченко заверил, что дефицита бензина ждать не стоит, но подтвердил, что у антимонопольной службы есть претензии к работе Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевую бирже.
"ФАС сейчас ведет проверку работы биржи, результаты которой должны быть объявлены до конца этого месяца", - заявил он. По мнению Олега Коломийченко, все игроки рынка будут в равном положении лишь тогда, когда вертикально-интегрированным компаниям запретят иметь собственные сети АЗС. Эта инициатива на прошлой неделе прозвучала на совещании с участием представителей топливного рынка в полпредстве по СЗФО.
Сейчас, согласно постановлению правительства РФ, такие компании обязаны продавать на бирже только 15% от добываемого топлива. Это приводит к тому, что "Сургутнефтегаз", "Лукойла", "Роснефти", "ТНК-ВР", "Газпромнефть" и др. могут и дальше продавать топливо по прямым договорам с низкими ценами своим розничным сетям, а топливо, предназначающееся для независимых операторов, выставлять на торги.
В ОАО "Сургутнефтегаз" подтвердили, что практически все топливо продают через топливную биржу (даже дочерним структурам, как заверили в компании) и заверили, что никаких предпосылок для возникновения топливного кризиса в Северо-Западном регионе нет.
По мнению Павла Строкова, директор по маркетингу и развитию ООО "ИЦ "Кортес", сам по себе процесс выхода на биржу не должен сказываться на стоимости топлива и создавать его дефицит на рынке. "Все зависит от того какими партиями и как компания выставляет топливо на торги. А эти решения уже принимает сам "Сургутнефтегаз", - уверен эксперт. Он отметил, что сейчас идет постепенный рост цен на АЗС региона, но в ноябре-декабре серьезно может увеличиться лишь стоимость дизельного топлива.
Независимыми операторами на рынке Северо-западного региона являются "Петербургская топливная компания", "Фаэтон", "Несте", "Шелл", "Линос" и ряд небольших игроков. Их доля на рынке составляет около 50%.