Президент Российской академии художеств Зураб Церетели и его внук Василий Церетели, возглавляющий Московский музей современного искусства, о своих проектах в Петербурге, власти, бизнесе и о воспитании детей.
ДП: Зураб Константинович, может ли искусство сочетаться с прибыльностью, доходностью? В чем может быть хороший альянс между искусством и бизнесом?
— Сейчас все называется бизнес. Я думаю, что государство должно творцов на руках носить. Что такое богатство государства? Это творчество. Что останется в мире, когда закончатся газ, нефть и никель? Грандиозные шедевры, которые создавали талантливые люди. Для творчества нужно создать такую погоду, чтобы рождались новые произведения. Не думайте, что художники — все, кто имеет диплом. Художники — те, кто создает ценности для страны, их не так много.
"ДП": Что из созданных вами произведений искусства сегодня существует в Петербурге и какие есть у вас планы?
— Студенты должны знать историю, память достойных людей — это очень важно.
Читайте также:
Скульптор Зураб Церетели отлил 80-метровую статую Христа
Возле гостиницы "Прибалтийская" установлена скульптура Петра I. Я также получал письма с просьбами установить московский памятник Петру I в Петербурге. Даже была такая демонстрация — почему "Петр" в столице?
"ДП": Расскажите о планах создания во дворе Академии нового учебно–музейного комплекса ("ДП" сообщал об этом проекте, №178/11).
— Действительно, сейчас мы проектируем музей площадью до 12 тыс. м2. Он может разместиться во дворе Академии. Более того, у нас есть идея открыть Федеральный университет изобразительного искусства. Эта идея может иметь успех, учитывая, что в Институте им. Репина занимаются мозаикой, ковкой, резьбой по дереву и многим другим. У меня в Москве получилось создать три музея, где все время выставляются молодежные работы, которые часто остаются без внимания в стенах вузов.
"ДП": Новое здание Академии планируется создавать на бюджетные деньги или это будет государственно–частное партнерство?
— Российская академия художеств — государственное учреждение, и ее проекты также являются бюджетными.
"ДП": В Петербурге, к сожалению, государственных музеев современного искусства нет. Есть частные галереи, которые недавно появились. Знакомы ли вы с музеем "Эрарта", Новым музеем? Как вы относитесь к тому, что бизнесмены берут на себя задачу создания таких площадок?
— Я в восторге. Нужно приветствовать таких инициативных людей, которые любят искусство и помогают ему. Это большая радость. В таком городе, как Петербург, на каждом шагу должны быть галереи, музеи, надо продолжать! Пока мало. У меня нет сомнений, что Петербург не потеряет свое лицо и покажет, как нужно шагать, через искусство всему миру. В петровскую и екатерининскую эпоху так было, надо так же продолжать. Больше ничего городу не нужно.
"ДП": Доводилось ли вам встречаться с Георгием Полтавченко?
— Да. Мне нравится, что он ценит инициативных людей, которые дают пользу России. Я знаком и с вашим новым вице–губернатором Василием Кичеджи, желаю, чтобы он, как и в Москве, хорошо работал, уверен, что в Петербурге он сделает еще больше. Здесь аура хорошая.
"ДП": Вопрос конъюнктурный. Учитывая, что многие произведения, созданные вами в Москве, были поддержаны экс–мэром Юрием Лужковым, повлияло ли как–то его снятие на вашу работу?
— Вы знаете, надо, чтобы вы мне отдельно этот вопрос задали. Я бы дал вам отдельное интервью по этому поводу… Пока рано вести диалог, который вы предлагаете.
Должно пройти время, чтобы факт стал объективным. Когда создается хорошее произведение, нужно время. А когда незнающие люди высказывают свое мнение раньше времени — это не совсем хорошо.
"ДП": Есть ли в России заказчики, которые предлагают вам сделать сюжеты какие–то, например вылепить наших лидеров?
— В России сейчас отношение к художникам — пауза. Все авторы создают для себя в мастерских, а так, чтобы была инициативная группа, такого нет.
Взгляните опять же на Петербург: сейчас нигде нет руки художника, все стеклянное. Сегодня архитекторы не работают с художниками, поэтому качество образов теряется. Нет синтеза монументального искусства, сегодня все как будто все сами знают.
"ДП": Как вы относитесь к созданию творческих династий? У вас внук тоже активно занимается искусством. Семейная аура накладывается?
— Я скажу одну вещь. Все зависит от семьи, от генов, бабушки, дедушки, мамы, папы — много всего. Из детства помню своего дядю художника Георгия Нижарадзе. Он был атлет, художник, когда шел по улице, женщины оборачивались. Дядя давал мне уроки рисования, и я думал: "Стану художником и стану таким же красивым, как мой дядя". Я стал художником, но не такой красивый, как мой дядя (смеется). Поэтому, когда появились внуки Вася, Зука, внучка Виктория, сложилось так, что все они рисуют. Могу громко сказать, что очень красиво и хорошо.
Очень хочется на следующий год сделать семейную выставку — я буду себя показывать, Вика себя, Вася себя, Зука лепит и свои скульптуры покажет.
Каждые выходные я провожу мастер–классы для детей. Мне это доставляет огромнейшее удовольствие. Боже мой, какое у них воображение! Если бы были живы Шагал, Пикассо, Модильяни, они бы обалдели от такой пластики. Я хочу сказать, что сейчас растет самое счастливое поколение.
Для искусства нужны институты
Василий Церетели, исполнительный директор Московского музея современного искусства, рассказал "ДП" о том, как стоит развивать и продвигать современное искусство в Петербурге.
"ДП": Василий, что, на ваш взгляд, мешает активно развиваться современному искусству в Петербурге?
— Что касается современного искусства, то у вас есть Эрмитаж, лофт–проект "ЭТАЖИ", премия Курехина, которая поддерживает искусство, и много других вещей. На мой взгляд, за последние 5 лет (в бытность экс–председателя комитета по культуре Антона Губанкова) произошли положительные изменения. Нужно использовать мировые практики, чего у нас 70 лет не делалось, и нужно устраивать фестивали, конкурсы, строить отдельные районы с использованием новых идей.
"ДП": А у вас есть какие–то проекты для Петербурга?
— Есть неплохая практика, когда устраивают выставки на непостоянной основе. Для них можно выбрать Невский проспект, например, или набережную.
Причем такие выставки должны длиться 3–4 месяца. Подобные события устраивают в Лондоне, Нью–Йорке, Париже. После центра подобные выставки могут перекочевать в спальные районы. Например, за последние 10 лет хотя бы в Москве современное искусство подвинулось. Просто нужно время.
"ДП": Вы бы готовы были принять участие в подобных проектах в Петербурге?
— Я всегда готов. Нужно работать в команде, а не противопоставлять что–то. У нас, например, сейчас есть выставка некрореалистов, мы сотрудничаем со всеми петербургскими институциями: от Эрмитажа до множества других.
"ДП": Как вы считаете, а почему не было предложений от правительства Петербурга для организации подобных выставок?
— Это зависит от губернатора, я думаю. Это миф, что современное искусство несет негатив. Оно скорее рефлексирует на сегодняшнюю нашу реальность, оно близко для человека. Нельзя абстрагироваться и говорить: у нас все хорошо. Нет, у нас не все хорошо. Есть бедные, есть много социальных проблем, образование. Важно строить институты, которые бы занимались современным искусством, и так далее. Нельзя уходить от реальных проблем, это усугубляет проблемы в дальнейшем. То же самое и в искусстве. Оно должно быть, и это часть культуры.
"ДП": Расскажите о своей семье. Как вы видите будущее своего сына?
— Ребенок должен сам выбрать свой путь. Главное — дать возможность получить хорошее образование. Спорт, музыка, языки — это нужно дать обязательно. Если у ребенка есть какой–то талант, главное — не мешать ему его развивать.
Читайте полную версию материала в газете "Деловой Петербург".