Минтранс выделит 15 млрд рублей на углубление порта Бронка. Это должно резко ускорить реализацию проекта и привлечь инвесторов, заинтересованных выводить портовые мощности из центра Петербурга.
Министр транспорта РФ
Игорь Левитин на минувшей неделе подтвердил намерение выделить из федерального бюджета ФГУП "Росморпорт" около 15 млрд рублей на дноуглубительные работы в порту Бронка, расположенном на Балтике, возле Ломоносова.
Строительство подходного канала к акватории порта должно начаться в 2013 году, через 3 года глубина увеличится с 2 до 14,4 м. Если эти планы воплотятся в жизнь, то строительство нового порта пойдет быстрее, а в 2016 году он сможет принять первые суда.
Отсутствие дноуглубления тормозит развитие проекта: инвестор не может привлечь банковское финансирование. Ни один кредитор не вложит деньги в проект, реализация которого под вопросом.
На фото: Алексей Шуклецов, исполнительный директор ООО "Феникс".
"Мы можем построить первый пусковой комплекс за 2 года, но строительство береговой инфраструктуры должно быть синхронизировано с дноуглубительными работами "Росморпорта", - говорит исполнительный директор компании "Феникс" Алексей Шуклецов. - Мы на 6 месяцев опережаем "Росморпорт".
Помимо государственных расходов, на дноуглубление частным инвесторам предстоит вложить 43,8 млрд рублей.
Застройщик порта – ООО "Феникс" (входит в ЗАО "Холдинговая компания "Форум", которую возглавляет Дмитрий Михальченко) вложило в проект около 3,5 млрд рублей. Большая часть этих средств пошла на строительство причальных оснований двух из шести причалов.
Дноуглубительные работы предполагалось начать в текущем году, но государство не выделило на них средства. Кризис заставил федеральных чиновников сокращать бюджетные расходы. Впрочем, кризис мог стать всего лишь хорошим поводом отложить финансирование проекта, а не реальной причиной такого развития событий.
Ввод в эксплуатацию Бронки резко обострит конкурентную борьбу, поскольку новый порт обладает существенными преимуществам. Дело в том, что канал, ведущий в петербургский порт, очень узок. По нему в одну сторону за 3 часа может пройти только одно крупное судно. Запуск Бронки позволит сократить время в пути как минимум вдвое. Главное преимущество нового порта в сравнении с Усть-Лугой - удачное расположение вблизи кольцевой автодороги.
Логично предположить, что затягивание ввода в эксплуатацию Бронки на руку влиятельным владельцам портовых мощностей в Петербурге и Усть-Луге. В этом году UCL Holding Владимира Лисина запустил на территории грузового района порта новый комплекс по перевалке контейнеров - ЗАО "Контейнерный терминал Санкт-Петербург". По словам участников рынка, появление новых мощностей лишило части грузов Первый контейнерный терминал, входящий в состав Национальной контейнерной компании Виталия Южилина, которая планирует до конца 2011 года запустить еще новые мощности в Усть-Луге.
Участники рынка и Минтранс прогнозируют удвоение грузопотока на Балтике к 2020 году, особенно после вступления России в ВТО. Если их прогнозы сбудутся, то Бронка может стать удачным дополнением существующих мощностей.
Для Петербурга новый порт — стратегически важный проект в долгосрочной перспективе.
Смольный поддерживал его с момента зарождения в 2006 году. Тогда городской комитет по транспортно-транзитной политике возглавлял Андрей Карпов. По его словам, "развитие нового грузового района в Бронке закладывает инфраструктурную основу для перевода порта из исторического центра Петербурга". По мнению эксперта, этот процесс неизбежен, поскольку нарастающий грузопоток "заткнет" петербургский порт, к тому же вывод портов из исторической части города - это общемировая тенденция.