В 2011 году до суда дошло менее 1% уголовных дел, возбужденных по экономическим статьям. В 2012–м уголовных рычагов давления на бизнес станет меньше.
Поправки в УК, подписанные президентом РФ в минувший четверг, продолжают либерализацию экономических статей УК.
Но, как показывает практика, сокращение числа рычагов давления на бизнес далеко не всегда оборачивается либерализацией на практике.
До сих пор полиция вправе была самостоятельно решать вопрос о возбуждении дел по неуплате налогов, порой игнорируя принятые арбитражным судом решения.
В итоге, даже когда претензии налоговых органов к бизнесмену признавались необоснованными, это не гарантировало ему защиты от уголовного преследования со всеми вытекающими (обыски, допросы, а порой и аресты, и т.д.). Еще одна поправка предусматривает возможность легально "откупиться" от преследования.
Читайте также:
В Финляндии водители научились "объезжать" налоги
"Теперь у налогоплательщика есть несколько месяцев на устранение выявленных налоговой инспекцией нарушений. Если предприниматель возместит ущерб в пятикратном размере, он к уголовной ответственности привлекаться не может", — говорит Владимир Алешин, главный консультант юридической фирмы "S&K Вертикаль".
Не грозит теперь уголовное преследование и за незаконный провоз через границу грузов (исключение составляют наркотики, оружие, стратегическая продукция и пр.). Уголовное дело грозит грузовладельцу только за неуплату таможенных платежей на сумму свыше 2 млн рублей, а любые иные нарушения признаются лишь административными правонарушениями.
Причина, по которой власти озаботились либерализацией уголовных статей, — высокая коррумпированность правоохранительных органов. Это отмечается даже в пояснительной записке к внесенному Дмитрием Медведевым законопроекту, а также подтверждается статистикой: до суда доходит только около 1% уголовных дел по экономическим преступлениям: в минувшем году, по данным МВД, в Петербурге их было совершено более 5,4 тыс., тогда как суды рассмотрели чуть больше 50. Остальные дела, скорее всего, банально развалились.
Впрочем, либерализация на бумаге далеко не всегда выполняется на практике. Напомним, что ранее принятые поправки запрещают заключать подозреваемых или обвиняемых по экономическим статьям под стражу. Однако на практике этот запрет действует не всегда. Последний пример — арест бывшего руководителя филиала Россельхозбанка Елены Репиной, подозреваемой в кредитном мошенничестве. Она находится под стражей с конца октября. По последним данным, мера пресечения ей продлена до 19 февраля.
"Проблема не в качестве законов, а в их применении, — говорит адвокат Борис Грузд, представлявший в суде Михаила Ходорковского. — Ибо практика показывает, что правоохранительные органы и суды, извращая закон, применяют его вопреки его духу, а порой и букве. Или, когда надо, не применяют вообще".