Конституционный суд (КС) рекомендовал властям компенсировать выпадающие доходы авиаторов от продажи детских билетов за половину стоимости.
Три российских авиаперевозчиков - "Полет", "Сибирь" и "ЮТэйр" - оспорили в КС конституционность пп. 3 п. 2 ст. 106 Воздушного кодекса РФ. Эта норма обязывает их предоставлять 50%-ную скидку на перевозку детей до 12 лет. Свою позицию авиаторы аргументируют тем, что предоставление социальных льгот - обязанность государства, а не бизнеса.
Вчера КС принял редкое для себя решение воздержаться от конкретного вердикта. Фактически КС признал право законодателя обязать авиакомпании перевозить детей по льготному тарифу.
Но вместе с тем суд отметил, что регулирование в этой сфере не должно приводить к ограничению конституционных прав перевозчиков, и посоветовал законодателям определить механизм компенсации расходов авиаторов.
Читайте также:
Авиакомпании сокращают убытки за счет детей
"Нужно аккуратно и нежно подходить к этому вопросу", - резюмировал судья КС Владимир Ярославцев, подчеркнув, что "суд вынес взвешенное решение".
Решение суда стало неожиданностью для адвокатов. Татьяна Каменская, представлявшая в процессе интересы авиакомпаний "Полет" и "Сибирь", удовлетворена постановлением КС РФ лишь частично.
"К сожалению, у нас нет возможности для пересмотра арбитражных дел, по которым суды уже приняли решения. Но в отношении будущих разбирательств это победа. Теперь будет проще доказать, что перевозка детей является социальной функцией государства и не должна оплачиваться за счет коммерческих организаций", - говорит адвокат.
"Почему авиакомпании подали в суд, понятно, ведь аэропортовые службы и диспетчеры не берут с них меньше из-за того, что они возят детей", - говорит Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент". Компании, непричастные к судебному иску, в большинстве своем не хотят его обсуждать. В авиакомпаниях "Россия", "Трансаэро" отказались от комментариев. Охотнее других говорят о льготах авиаторы, работающие на курортных направлениях. Так, в авиакомпании "Кубань" (летом возит из Петербурга на юг - в Краснодар) сообщили, что за 10 месяцев 2011 года перевезли более 13 тыс. детей. Недополученная прибыль "Кубани" - около 26 млн рублей. "Если за детей надо будет платить полную стоимость, есть риск, что пассажиропоток значительно сократится, так как родители откажутся от поездок", - отмечает Дмитрий Баранов. Впрочем, авиаторы говорят, что пассажиры в любом случае не останутся без скидок. "Зачем нужна обязательная скидка, если ее можно превратить в соревновательный инструмент?" - рассуждают в "Кубани".
Полную версию читайте в газете "Деловой Петербург".