Участники петербургского DIY–рынка уверяют, что в 2011 г. отрасль превысила докризисные показатели. Ретейлеры строят амбициозные планы по завоеванию регионов.
Ожидать открытий от петербургских DIY–сетей в Петербурге в 2012 г. не стоит. Из–за высокой насыщенности рынка, где представлены международные игроки, практически все местные участники сосредоточились на региональном развитии. Рост петербургского рынка стройматериалов и товаров для дома к докризисным годам составил 10–15% и вырос до 70–80 млрд рублей. По словам гендиректора INFOline Михаила Бурмистрова, лидером по выручке является "Максидом" (14%), второе место делят OBI и "К–Раута" (11–12%), "Метрика" занимает 3–е место (9,5%), совокупная доля сетей "Старт" и "Домовой" составляет 5%, и такая же доля выручки (5%) приходится и на "Леруа Мерлен". В совокупности эта пятерка компаний контролирует почти 60% петербургского рынка, отмечает Михаил Бурмистров.
По словам гендиректора сети "Максидом" Дмитрия Соколова, отрасль полностью оправилась от кризиса: спрос на товары растет, рост рынка в 2011 г. составил 12–15% к 2010 г. В СТД "Петрович" и "Метрике" более оптимистичны, по их оценкам, рост составил 15–20%. По словам исполнительного директора СТД "Петрович" Виктора Адамова, рост на 8–10% обеспечила инфляция, а на 10% — рынок.
Петербургские сети в 2011 г. в основном открывали магазины за пределами города. Так, СТД "Петрович" построил два магазина в Ленобласти, "Метрика" Евгения Лебедева открыла 24 торговых объекта на арендных площадях в Северо–Западном и Центральном регионах России.
"Максидом", несмотря на заявленные планы по выходу в Москву, не открывал в 2011 г. новых объектов, в отличие от "К–Рауты", открывшей в конце года в столице гипермаркет. Новичок рынка сеть "Старт" (принадлежит Захару Смушкину) приобрела у "Адаманта" пять магазинов "Домовой", однако существенного влияния на рынок сделка не оказала.
Читайте также:
Сети DIY запускают интернет-магазины
На фото: Алексей Иовлев, директор "Метрики"
Рост произошел благодаря активному развитию рынка жилья в Петербурге и Ленобласти, полагает Виктор Адамов, уточняя, что в 2011 г. наблюдалось влияние отложенного спроса — многие собственники новых квартир только в 2011 г. решились на их ремонт. При этом гендиректор "Метрики" Алексей Иовлев отмечает, что рынок рос за счет покупателей с доходами средний и средний минус. Дмитрий Соколов отметил, что внимание покупателей к товарам среднего и низкого ценовых сегментов сохраняется.
Участники рынка уверены, что рынок покажет неплохую динамику и в 2012 г. "Источником роста может послужить предвыборное повышение заботы властей о бюджетниках", — прогнозирует Алексей Иовлев.
Наиболее амбициозные планы у "Метрики" и "Старта". Так, "Метрика" за 1–1,5 года намерена увеличить сеть с 54 до 99 магазинов. "Мы планируем открыть несколько супермаркетов в Петербурге, достичь лидерства по числу торговых точек в Ленобласти, усилить присутствие на Северо–Западе, выйти к Баренцеву морю, продолжить развитие на Черноземье", — рассказал Алексей Иовлев, отметив, что ближайшее открытие запланировано уже в январе в Смоленске.
"Старт" намерен активно расти, в том числе за счет сделок M&A, рассказал гендиректор УК "Старт" Роман Никоноров, отказавшись от дальнейших комментариев.
"Петрович" планирует завершить строительство объекта в Петрозаводске, а также рассматривает выход на рынки Пскова, Череповца, Вологды. "Вимос" расширит семь работающих магазинов и построит пять новых объектов в Ленобласти.
По словам Михаила Бурмистрова, в некоторых регионах Северо–Запада очень сильны местные игроки, например в Карелии и Мурманске. В регионах практически нет конкуренции, и с приходом петербургских сетей местные компании вынуждены будут сокращать свою маржу.