Петербургские перевозчики строительных нерудных материалов объединяются в "самосвальную ассоциацию", чтобы повысить рентабельность бизнеса, прежде всего за счет снижения коррупционной составляющей в тарифе.
Основным учредителем ассоциации "Объединение самосвальных грузоперевозчиков" (ОСГ) выступила транспортная компания "РТК", входящая в группу компаний "Инертные материалы" (специализируется на поставке нерудных материалов), и дорожно-строительная фирма ООО "Модус".
Первоочередная цель ассоциации, по словам ее основателя, генерального директора "РТК" Владимира Матягина, - лоббировать изменения в законодательстве России, не соответствующее современным требованиям самосвальных перевозчиков. "Наша деятельность регламентируется нормативными актами 70-х годов прошлого века, когда по дорогам бегали в основном полуторки, а не многотонные большегрузные грузовики, - говорит Матягин. - Мы решили снизу стучаться в двери властных структур, чтобы обратить их внимание на наши проблемы и добиться изменения законодательства".
Несоответствие законодательства современным рыночным реалиям стало существенной статьей расходов, отмечают грузоперевозчики. Не секрет, что сегодня водитель большегрузного автомобиля, чтобы беспрепятственно ехать по федеральной трассе, платит наличными за перегруз машины свыше нормы инспекторам дорожной полиции почти на всех постах весового контроля. Разумеется, все эти средства коммерсанты включают в себестоимость услуг. "На эти деньги можно построить специальную трассу для грузовиков от Петербурга до Выборга", - подсчитал Матягин.
На фото: Россия, Санкт-Петербург. Владимир Матягин и его самосвалы.
Возможно, коррупционная составляющая не смущала бы грузоперевозчиков, если бы прибыльность их деятельности продолжала расти, но в последние пару лет растут только издержки. Помимо увеличивающихся аппетитов дорожных полицейских, дорожают топливо, запчасти, обслуживание техники, растут зарплаты водителей, а цены падают.
В период бурного роста строительного сектора (2006-2008 гг.) появилось много желающих заработать на перевозке щебня, песка. В кризис спрос на услуги транспортных компаний поубавился и не восстановился до сих пор. Иногда в борьбе за клиента отчаявшиеся владельцы приобретенных в кредит грузовиков, сбивают цену перевозки в 1,5-2 раза от стартовой цены конкурса. Обострение конкуренции происходит зимой, в период сезонного спада спроса, летом цены стабилизируются. Однако в это время года стремительно дорожает горючее. Дизельное топливо, которым "питаются" самосвалы, за прошедшие 6 лет выросло в цене с 8 рублей до 28 рублей за литр. Перевозчики прогнозируют, что в этом году стоимость солярки превзойдет 95-й бензин.
Основатели ассоциации обещают помочь участникам некоммерческого партнерства снизить накладные расходы, сэкономить на топливе и тем самым повысить прибыльность самосвальных перевозок. "Мы планируем создать собственную ремонтную базу, единую диспетчерскую службу и добиться снижения цены на топливо для членов ассоциации", - объясняет вице-президент ОСГ Алексей Колесниченко.
Впрочем, преференции не будут бестплатными, членство в ассоциации обойдется в 90 тыс. рублей - это единовременный взнос при вступлении в объединение, затем каждый месяц придется платить по 1,5 тыс. рублей с машины.
К началу 2012 года в ассоциацию вошло восемь компаний с парком самосвалов около 200 единиц, отмечает Алексей Колесниченко. Пока члены ассоциации контролируют примерно 5% рынка самосвальных перевозок Петербурга. В городе на Неве примерно 4 тыс. самосвалов, и каждый приносит своему хозяину до 1 млн рублей дохода в месяц.