Перед конной индустрией и игрой на тотализаторе открываются новые перспективы. Инвесторы сами готовят новые проекты, но ждут господдержки.
Еще в августе прошлого года президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ №1058 о развитии российских ипподромов и создании специального ОАО, объединяющего ипподромы России. Однако пока конная индустрия, по мнению экспертов, держится на энтузиазме частных владельцев и их финансах. Бизнесмены сетуют, что реальной помощи от государства пока что нет, а бизнес-схема работы тотализатора, распространенная на Западе, перспективна в плане привлечения средств на развитие отрасли, но для того, чтобы она заработала, необходимо время.
Между тем инвесторы размораживают старые и предлагают новые проекты. Так, например, второе дыхание получил проект ипподрома на 25 тыс. зрителей во Всеволожском районе новозеландского инвестора Дэвида Филипса, приостановленный в 2007 году из-за кризиса. Сейчас в комитете экономического развития и инвестиционной деятельности Ленобласти проходит согласование по его размещению.
Еще один крупный проект в сфере конной индустрии областным властям предложило ООО "Эдванс-С". Предполагается, что ипподромный комплекс будет размещен в Кировском районе области. "Компания хотела бы реализовать проект по созданию конноспортивного и развлекательного комплекса для проведения конных испытаний, конноспортивных соревнований, а также выставок и выводки лошадей", – говорит Александр Бутенин, специалист комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленобласти. По его словам, проект предусматривает создание административного комплекса с трибунами на 5 тыс. человек, бегового круга на две дорожки, скакового круга также на две дорожки, конюшен, лечебницы и карантина, блока хозяйственных построек, блока технологического обеспечения, гостиницы на 120 мест, кафе, ресторана, жилой части (односемейные дома), стоянки и т. д. Площадь участка – 50-90 га, объем инвестиций – около $100 млн.
Читайте также:
Новозеландский инвестор возведет в Ленобласти ипподром
Владимир Альев, первый заместитель генерального директора ООО "Эдванс-С", подтвердил, что компания занимается этим проектом, но комментировать подробности не стал, сославшись на то, что пока проект находится на стадии предварительной проработки.
Тем временем ни в городе, ни в области на сегодняшний день нет ипподрома, имеющего официальный статус. Есть одна площадка в Ломоносовском районе частного владельца и коннозаводчика Олега Гришина – Ропшинский ипподром, который существует уже 8 лет и появился "вдогонку" к основному бизнесу – племенной конеферме "Ковчег" и одноименному конноспортивному клубу. "Сегодня здесь проводится Кубок главы администрации района, собирающий около 1,5 тыс. зрителей, – говорит Олег Гришин. – Но приобретение официального статуса связано с большими затратами на инфраструктуру".
Эксперты также отмечают, что, даже если ипподром будет построен, нужно еще понять, откуда там появятся лошади: в Петербурге нет ни одного бегающего рысака, а, например, в Финляндии их 50 тыс. – там, как оказалось, этот вид спорта и бизнеса развит и популярен у населения.
Лошадей петербургские спортсмены в основном приобретают за рубежом. "Они ищут недорогих молодых талантливых лошадей, ездят по конюшням Германии, Австрии, Голландии, Финляндии. В России разведение лошадей находится в упадке, хотя определенные успехи есть на Кавказе и в Краснодарском крае", – говорит Александр Воробьев, президент Федерации конного спорта СПб.
Тем не менее потенциал роста конного спорта в Петербурге и Ленобласти эксперты считают высоким. "В Финляндии в среднем на 1000 человек приходится 14 лошадей. В России – 10. Но в Петербурге и области это соотношение составляет только 0,6", – говорит Юрки Яухиайнен, генеральный директор компании Oy J Jauhiainen Logistics, председатель совета директоров ипподрома "Лаппее" (Лаппенранта, Финляндия).
По мнению вице-президента ЗАО "Экспофорум" Сергея Алексеева, увлекающегося верховой ездой, количество конных клубов увеличивается, так как растет средний класс, а вместе с ним и интерес к прокату лошадей. Тем не менее руководство "Экспофорума" подумывает о закрытии выставки "Иппосфера" (проходит с 1998 года) из-за низкой рентабельности.
Успех развития коневодства и скакового конного спорта в Финляндии, по мнению экспертов, связан с повсеместным участием государства в регулировании отрасли и отсутствием границ с Евросоюзом. "Это дает возможность организовывать международные соревнования с приглашением спортсменов из Германии, Голландии, Франции и других стран", – комментирует Александр Воробьев.
Кроме того, бизнес-концепция развития всей конной индустрии в Финляндии тесно связана с организацией игры на тотализаторе. В частности, средства, вырученные от оборота тотализатора, направляются на развитие конного спорта.
"В Финляндии монополия на азартные игры. Всего игровых лицензий три. Исключительное право на организацию конного тотализатора принадлежит компании Fintoto, дочерней структуре центральной организации коневодства Финляндии Suomen Hippos, – поясняет Юрки Яухиайнен. – Бега очень популярны в Финляндии. Только на Королевские бега приходят до 60 тыс. зрителей".
Посмотреть на соревнования на ипподромах в Финляндии в год приходят около 800 тыс. зрителей. По оценкам экспертов, общая сумма ставок на всех лошадей в различных видах игр составляет более 250 млн евро в год. Соревнования по рысистым бегам в Финляндии проводятся на 43 ипподромах.
Пока глобальные проекты в сфере конной индустрии обсуждаются в кулуарах органов власти, инвесторы вкладывают в небольшие конные спортклубы и фермы.
Наиболее перспективная и быстро развивающаяся ниша сегодня – это частные конноспортивные и конные клубы. По данным Федерации конного спорта СПб, таковых, включая конюшни, школы верховой езды и племенные фермы, на территории города и области расположено около 130.
По словам самих владельцев, конные клубы открываются в первую очередь из любви к лошадям, большой прибыли от проката лошадей, а уж тем более от проведения соревнований ожидать не приходится.
Так, например,
Виктор Локтионов
, глава строительной компании "ИПС" (в 1996-2000 годах был вице-губернатором СПб), владелец конноспортивного клуба "Дерби" и по совместительству президент Федерации конного спорта ЛО, признается: несмотря на то что клуб был открыт в 2006 году, на самоокупаемость он вышел лишь недавно. Общий оборот "Дерби" от использования лошадей на сегодняшний день составляет около 2 млн рублей в месяц, без учета расходной части. Из них 200 тыс. – доход непосредственно от проката.
Основная конюшня рассчитана на 72 лошади, 62 из них сдаются в аренду. Дополнительный доход приносит сопутствующая инфраструктура – гостиница, ресторан, конный магазин, конференц-зал и т.д.
Совладелец КСК "Осиновая роща" Дмитрий Нахабцев, питая любовь к лошадям, в свое время выступил с инициативой возведения ипподрома в Каменке. Но пока этот проект не реализован, и свои планы Дмирий Нахабцев не комментирует.
По оценкам экспертов, активно сегодня развивается пони-спорт. Тенденцию отмечают сами владельцы КСК, которые завозят пони к себе в конюшни. Свидетельствует об этом появление в СПб и Ленобласти автономных пони-клубов и комитета по пони-спорту в Федерации конного спорта СПб.
"Я думаю, такой всплеск интереса к пони связан с тем, что появилась возможность импортировать лошадей из-за рубежа, – говорит Елена Громова, тренер-инструктор пони-клуба Ленинградского зоопарка. – К тому же они дешевле стоят, а дети могут заниматься на них с шестилетнего возраста, что расширяет возможности по привлечению аудитории".
По словам Елены Громовой, в месяц пони-клуб Ленинградского зоопарка посещают около 130 детей, большинство из них ходят постоянно. В клубе сегодня содержится 12 лошадей – 10 взрослых и два жеребенка, при этом завезены они из Рязанской области. Доход от проката составляет около 150 тыс. рублей в месяц. По оценкам экспертов, подобных клубов на сегодняшний день на территории СПб и Ленобласти всего пять.