Одних усилий юристов в деле защиты интеллектуальной собственности недостаточно, считают эксперты. Нужно менять отношение к этой проблеме в обществе и государстве.
В 2010 году
Арбитражным судом Петербурга и Ленобласти
было рассмотрено 264 иска, связанных с охраной интеллектуальной собственности, общая сумма претензий по которым составила более 583 млн рублей.
Екатерина Аверьянова, начальник юридического отдела компании "Бачурин и партнеры", уверяет, что за последние годы количество споров в области интеллектуальной собственности растет. "Также вырос процент споров правообладателей, желающих "узаконить" результаты своей творческой деятельности: регистрация товарных знаков, логотипов, брендов, промышленных образцов, полезных моделей, изобретений и прочее", - говорит она. Сегодня регламентация прав на результаты интеллектуальной собственности осуществляется на основании четвертой части Гражданского кодекса РФ, но, по замечанию Екатерины Аверьяновой, у судов имеются определенные затруднения в применении законодательства, регулирующего данные отношения.
И прежде всего эти затруднения связаны с интернет-пространством. "Конечно, основная причина кроется в правовом нигилизме пользователей цифровых сетей, - уточняет Андрей Петров, начальник отдела авторских и смежных прав "Патентно-правовой фирмы "НЕВА-ПАТЕНТ". - Провайдеры и владельцы доменов нередко используют пробелы в законодательстве по ответственности за пользовательский контент, размещаемый на сайтах и приносящий прибыль. Тем не менее, как показывает практика компаний Google и Apple, если создать удобный и быстрый механизм коммерциализации контента по приемлемой цене, большинство пользователей предпочтут заплатить минимальную цену, но получить желаемое сейчас".
Наше государство не рассматривает интернет-пиратство как проблему, уверен Вадим Усков, адвокат юридической компании "Усков и партнеры", которая более 17 лет занимается вопросами правовой защиты интеллектуальной собственности. "Например, в комментарии помощника президента России Аркадия Дворковича к перечню поручений по итогам встречи Дмитрия Медведева с представителями интернет-сообщества от 2 июня 2011 года, размещенного на сайте президента России, сказано, что президент обратил особое внимание на необходимость выработки новых правил регулирования Интернета, которые позволили бы без нарушения законодательства об интеллектуальной собственности обеспечивать более широкий доступ к знаниям, информации, научным и образовательным ресурсам, культурным ценностям и иным элементам контента, находящимся под защитой. Очень сложно однозначно трактовать позицию президента по этому вопросу, но, похоже, представители власти пытаются "сесть на два стула" одновременно", - считает Вадим Усков. И все это происходит потому, по его мнению, что "мы до сих пор живем в обществе, идеологическая конструкция которого построена на потребительском отношении к произведениям интеллектуальной собственности: книгам, записям музыки, фильмов и т.п".
Одних профессиональных усилий юристов в деле защиты интеллектуальной собственности недостаточно, говорят эксперты. Нужно менять само отношение к проблеме "нематериальных" видов трудовой деятельности, как со стороны государства, так и общества. Алексей Петров предлагает в первую очередь создавать благоприятные инвестиционные условия для проведения НИОКР (научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ), обеспечить льготы по налогам и сборам не только для резидентов "Сколково", но и других перспективных учебно-исследовательских центров. Кроме того, юристы уже не один год говорят о необходимости создания Патентного суда, который бы рассматривал дела, связанные с защитой прав интеллектуальной собственности. Пока это делают на общих основаниях городские арбитражные суды. Законопроект по созданию судов по интеллектуальным правам сегодня находится в Госдуме, и есть надежда, что его примут до конца текущей сессии.
Возросший в последнее время спрос на специалистов в области интеллектуальной собственности рождает предложение, но действительно опытных и квалифицированных практик в Петербурге немного. Хотя и больше, чем в других регионах России.