США и Евросоюз вступили в открытый конфликт с республикой Иран: исключили эту страну из деловых отношений и заморозили ее активы. Иран представил симметричный ответ. Ядерная война в регионе может начаться уже через месяц.
"Заявление о прекращении поставок нефти в Европу — это ответ на санкции Евросоюза. Для Ирана экономическая блокада очень существенна. После сообщения о ее введении в середине декабря у них в полтора раза всего за несколько дней обесценился реал. Удар уже нанесен", — комментирует ситуацию dp.ru директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.
Эксперт обращает внимание на то, на фоне активной политической борьбы внутри страны нанесение удара по ней "каким–то силам внутри страны может быть выгодно".
"Это могут быть силы как религиозные, так и светские. Но американским демократам тоже нужна война в Иране", — считает Михаил Делягин.
Может ли Иран в ответ на прессинг Запада, выгодный части внутренней элиты страны проявить активность с применением ядерной бомбы? "Скорее по нему нанесет ядерный удар Израиль. Просто потому, что израильтянам максимально надо ослабить удар возмездия. И если они не нанесут его всем, что у них есть, то будут глупцами. Иранцы как–то на это ответят. Тогда, в дело, окончательно добивая Иран, ввяжутся США", — рассматривает сценарий эксперт.
Читайте также:
Россия готова снять санкции с Ирана
Позиция России, о которой периодически пытается напомнить зарубежным коллегам глава МИД РФ Сергей Лавров, показательна. "Россия сдала Иран со всеми потрохами. Российская внешняя политика больше всего напоминает похоронную контору. У нее нет никакого представления о том, что делать. Пискнуть против Запада нельзя: деньги российской элиты находятся на западных счетах. При этом все примеры и Горбачева, и Ельцина, и Путина неоднократно показали — любая услуга, которая оказывается Западу, не стоит ничего — враждебное отношение к России не изменяется, какие бы услуги не оказывались. Ситуация усугубляется тем, что мы не можем открыто сотрудничать с Ираном. Культура нашего управления не позволяет сотрудничать со сложными партнерами", — резюмирует Михаил Делягин.
По данным мировых СМИ, в Иране уже запущен ядерный реактор, необходимый, чтобы изготовить "тяжелую" — урановую ядерную бомбу. Поэтому война в этой стране в течение ближайших месяцев практически неизбежна. Даже если на предстоящих в марте выборах в местные органы управления в стране сменится власть.
При этом, как говорит эксперт компании "Калита–Финанс" Алексей Вязовский, Иран является одним из крупных экспортеров нефти и из–за проблем в Иране цена черного золота может вскоре взлететь выше $150 за баррель. "Россия в этом случае выигрывает, а сильнее всего рост цен на нефть ударит по экономике стран Евросоюза", — считает он.
"Саудовская Аравия и другие страны региона говорят, что смогут возместить потери в поставках нефти. Так что экономическая блокада Ирана носит чисто политический характер. К сожалению, война в регионе весьма вероятна. Что касается выгоды, то для США и стран ЕС, которые будут вовлечены в конфликт, это оборонные заказы, создание рабочих мест, решение части социальных проблем, хотя бы временное", — говорит аналитик ФЦ "Инфина" Вероника Чекина.
Запад объясняет введение санкций против Ирана попыткой сократить финансирование ядерной программы этой страны. В январе этого года Евросоюз уже одобрил пакет ограничительных мер в плане торговли стран ЕС и Ирана. В ответ министерство нефтяной промышленности Республики Иран сделало официальное заявление о том, что будет продавать нефть "новым клиентам".
На фоне иранских опасений нефть ускорила рост на торгах. В понедельник баррель нефти марки Brent подорожал до $120,56 за баррель. Официальные прогнозы Минэкономразвития и Минфина РФ в самом оптимистичном сценарии предполагают меньший уровень.