В России создается военный венчурный фонд для разработки новых вооружений. Петербургские конструкторы не понимают его назначения, а вот промышленники идею поддерживают.
Вице-премьер РФ
Дмитрий Рогозин
, уполномоченный президентом Дмитрием Медведевым в конце 2011 года курировать военно-промышленный комплекс (ВПК), создает специальный фонд, который будет определять перспективные с точки зрения конъюнктуры мирового рынка направления НИОКР в сфере вооружений и руководить работой российских конструкторов.
Сегодня научно-исследовательские работы по новой военной технике финансирует не только профильное Министерство обороны РФ, но и целый ряд других федеральных ведомств. Например, самолет пятого поколения создавался за счет средств Минпромторга РФ. Мониторингом рыночной ситуации независимо друг от друга занимается целый ряд предприятий, министерств и ведомств.
В распоряжении нового ведомства могут оказаться значительные средства. До 2020 года Россия намерена потратить на перевооружение армии 20 трлн рублей. В этом году на вооружение планируется потратить 3 трлн рублей, из них на НИОКР военной техники - 880 млрд рублей. Если предположить, что в дальнейшем средства на закупку и разработку вооружения будут распределяться в тех же пропорциях, то через новую военно-научную структуру может пройти до 2020 года около 5 трлн рублей.
Во вторник стало известно, что законопроект о создании так называемого мозгового треста готов и в ближайшие дни ляжет на стол президента страны, а затем будет внесен в Госдуму и Совет Федерации. Можно предположить, что вопрос о создании новой структуры будет окончательно решен после президентских выборов.
Предложение Дмитрия Рогозина прозвучало как раз в тот момент, когда российская оборонка задыхается, запутавшись в клубке нерешенных финансовых и технических проблем. С одной стороны, промышленники недовольны дисциплиной финансирования военными гособоронзаказа. С другой стороны, Министерство обороны РФ не удовлетворено сроками поставки новых вооружений в армию, а также их качеством.
В прошлом году накопившиеся противоречия обнажились. После того как был подписан контракт на строительство вертолетоносцев для российского флота по французскому проекту Mistral, военные, прежде гордившиеся российским оружием, считавшие его лучшим в мире, начали публично заявлять о низком качестве отечественной техники.
Среди претензий госзаказчиков не только ненадежная работа систем и агрегатов, но и просто неэргономичность внутренних пространств кораблей и танков.
Именно за счет создания мозгового треста Дмитрий Рогозин рассчитывает наверстать технологическое отставание России от ведущих военных держав.
Идея не нова. Полвека назад подобную структуру DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency) создали США, после того как Советский Союз запустил искусственный спутник Земли, что стало неприятным сюрпризом для Америки. Главная задача DARPA - предотвращение отставания Соединенных Штатов Америки от основных военных соперников и установление технологического превосходства в мире.
Одно из широко известных достижений DARPA - это рождение Интернета. Сегодня агентство ищет применимые в военных целях революционные технологические решения в биологии, медицине, информатике, химии, физике, механике, математике, сопротивлении материалов, социологии, неврологии.
Главные конструкторы петербургских научно-исследовательских институтов в области вооружений, опрошенные "ДП", даже не представляют, что их ждет и как появление новой структуры отразится на их работе.
"Чем конкретно будет заниматься фонд, мне не известно, - недоумевает генеральный конструктор ЦКБ МТ "Рубин" Игорь Баранов. - ЦКБ МТ "Рубин" и без всяких фондов ежедневно занимается разработкой новых технологий и работой над повышением качества выпускаемой продукции". По его мнению, эффективность работы такой структуры, если она и будет создана, напрямую зависит от ее руководства. В неформальной беседе на условиях анонимности некоторые представители научно-исследовательских организаций отмечают, что Дмитрий Рогозин не военный человек и ему вряд ли удастся сколотить хорошую команду. "Мне непонятно, что имел в виду Рогозин", - говорит главный конструктор ОАО "СПМБМ "Малахит" Радий Шмаков.
В отличие от разработчиков промышленники понимают и одобряют идеи вице-премьера. "Создание специального фонда по финансированию научных исследований в области вооружений и их внедрению в производство - это здравая идея, она идеально вписывается в генеральную линию по возрождению российской армии и флота", - говорит Павел Плавник, генеральный директор ОАО "Звезда". Базой для создания такого фонда может стать военно-промышленная комиссия, которую возглавляет Дмитрий Рогозин. "Идеология фонда абсолютно правильна: новая структура должна стать своеобразным арбитром во взаимоотношениях между Министерством обороны, конструкторскими бюро и промышленниками", - добавляет он.
На фото: Плавник Павел генеральный директор ОАО "Звезда".
Руслан Пухов, директор
Центра анализа стратегий и технологий, рассказывает, что будет создано даже две структуры. Первая - аналитическое агентство, оно будет изучать и обосновывать потребность страны в перспективных видах вооружений, то есть будет определять, какие пушки, танки, самолеты нужны России и нужны ли вообще. Вторая структура будет создана по образцу американского агентства DARPA и будет раздавать деньги на прорывные технологии. Сейчас разработки перспективной техники финансируют разные министерства, нередко деньги тратятся неэффективно, на изобретение велосипеда.