Агрофирма "Премиум" хочет потеснить импортеров салата на полках магазинов. Но конкурировать ей придется с местными фермами.
В апреле в Выборгском районе Ленобласти будут открыты теплицы площадью около 2 га для выращивания листового салата. Инициаторы проекта собираются потеснить основных поставщиков крупных торговых сетей за счет больших объемов выпуска — 37 тыс. единиц продукции в день. Производство салата запускает ООО "Премиум", которое, по данным "СПАРК–Интерфакс", в равных долях принадлежит Светлане Калмыковой и Геннадию Михееву.
Мощности теплиц позволяют производить 32 тыс. салатных кустов в сутки (12 млн штук в год), сообщил Владимир Волков, совладелец "Северной мечты", который занимался строительством теплиц для компании "Премиум". По его словам, первый урожай созреет в мае — на старте будут пять видов салата в горшочках, хотя теплицы могут выращивать до 12 видов зелени.
Инвестиции в тепличный комплекс "Премиум" составляют около 1 млрд рублей, вернуть их компания рассчитывает за 7–8 лет (при оптимистичном сценарии). "Объем вложений более чем достаточен, конечная стоимость во многом зависит от того, как именно будет выращиваться продукция: на базе гидропоники (одна из наиболее дешевых технологий) или в условиях грунта", — говорит Дмитрий Егоров, директор Северо–Западного филиала ООО "АТОН".
По его мнению, тепличный бизнес — одно из наиболее перспективных направлений в современном агробизнесе. Хотя спрос на тепличную продукцию зависит от сезона, свежая зелень пользуется спросом даже летом, говорит Дмитрий Егоров. По данным сети "O’Кей", спрос на салат растет на 5–10% в год.
"Премиум" уже ведет переговоры о поставках зелени в крупнейшие торговые сети города.
Среди возможных рисков проекта — сложность выхода на прилавки крупных ретейлеров, с которыми уже успели завязать отношения другие отечественные производители зелени. Как вспоминают участники рынка, 5 лет назад один из крупнейших игроков в этом сегменте — агрофирма "Выборжец" была едва ли не единственным производителем листовых салатов в горшочках, но сейчас такая продукция есть в ассортименте почти всех агрофирм, так как салат выгодно выращивать из–за низкой себестоимости.
Соответственно, выросла и конкуренция, в которой принимают участие не только местные игроки. Лидером поставок в "Ашан" является агрокомбинат "Московский", также в петербургские магазины ретейлера везут продукцию агрохолдинги "Выборжец" и "Карельский". "Ашан" сотрудничает исключительно с российскими производителями салата из–за высокого качества и низких цен, говорит Мария Уткина, менеджер по внешним коммуникациям "АШАН Россия". В петербургских гипермаркетах "О’Кей" почти 100% поставщиков — производители из Ленобласти. Свежие салаты плохо переносят перевозку — чем ближе производитель к магазину, тем лучше, объясняют в торговой сети.
Для выхода на рынок новому игроку нужно предложить или очень высокое качество, или низкую цену продукта — например, 25 рублей при средней 30 рублей, считает Маргарита Бертенева, менеджер по продажам агрофирмы "Роса".
"О’Кей" готов рассматривать все предложения о поставке салатов, основными критериями будут свежесть, ассортимент и логистика, передает пресс–служба сети. Качество называют ключевым фактором сотрудничества с новым поставщиком и в сети "Ашан".
Владимир Волков считает, что занять свою долю рынка компания сможет за счет импортозамещения — в первую очередь речь идет о поставщиках срезанного салата в вакуумных упаковках. 85% такой продукции, которая позиционируется в сегменте премиум, — это зелень из Израиля, Италии и Испании.
Так, московский производитель "Белая Дача", который поставляет зелень в основные сети Петербурга: "Ленту", "Карусель", "Перекресток", "Лэнд", — конкурирует не по цене, а по качеству предложения. "Белая Дача" поставляет готовые к употреблению деликатесные салаты, то есть уже вымытые и обсушенные смеси зелени", — комментирует Антон Семенов, гендиректор ЗАО "Белая Дача Трейдинг".