Законодатели хотят обязать турфирмы участвовать в саморегулируемых организациях (СРО). Бизнесмены убеждены, что такая мера увеличит стоимость отдыха.
В Госдуме рассматривается сразу два законопроекта, суть которых состоит в том, чтобы обеспечить защиту российских путешественников, пострадавших от недобросовестности турфирм, за счет СРО. Один из них 22 марта будет слушаться во втором чтении.
Сейчас занимающиеся выездным туризмом операторы должны иметь финансовое обеспечение — банковскую гарантию или страховой полис на сумму до 100 млн рублей. Однако инциденты, жертвами которых оказались клиенты компаний "Ланта–тур", "Капитал–тур", пассажиры Bulgaria air и т.п., подтверждают ненадежность такой системы. "Да, где–то есть "заначка", которую турист сможет получить, — констатирует сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов. — Но путешественнику нужно другое — его необходимо вызволить из гостиницы, обеспечить перелет и т.д.".
Анатолий Голов убежден в необходимости введения системы страхования выезжающих туристов по типу медицинского: чтобы турист мог рассчитывать на получение услуг в натуральной форме (предоставление гостиницы, билета и пр.).
Крупные компании лоббируют увеличение размера финансовой гарантии (до 200 млн рублей), но противники этой идеи апеллируют к ситуации с туроператором "Капитал–тур", вместе с которым в числе банкротов оказалась и сама страховая компания.
Законодатели выбрали другой путь — обязательное участие турфирм в СРО. Надежность системы обеспечит компенсационный фонд, куда участники СРО будут вносить 1 млн рублей "живыми" деньгами. При этом фактически вводится принцип коллективной ответственности: после выплаты компенсаций члены СРО будут сообща восстанавливать фонд. Такая система, по убеждению руководителя правовой службы Ассоциации туроператоров России (АТОР) Надежды Ефремовой, должна стимулировать участников СРО внимательно оценивать друг друга и не принимать сомнительных игроков.
В то же время в Российском союзе туриндустрии (РСТ) убеждены, что государство не должно уходить из этой сферы. "Расходы компаний на участие в СРО составят минимум 400–550 тыс. рублей в год. Учитывая, что оборот туроператора в регионах составляет в среднем 5–8 млн рублей в год, это серьезные затраты", — констатирует вице–президент РСТ Юрий Барзыкин. Он полагает, что эти затраты операторы начнут закладывать в стоимость туров.