Страсти вокруг ядерных программ Ирана держат в напряжении все "цивилизованное сообщество". Несмотря на диалог Ирана и США, эксперты видят два главных сценария: блицкриг или затяжная масштабная война с участием России.
Вариант длительной, масштабной войны более возможен. Причина не только в переделе рынков сбыта или ресурсов, хотя и это важно. Сжигание долговых расписок вместе с банком — классика.
Cценарий "если завтра война?" dp.ru рассмотрел вместе с гендиректором аудиторско–консалтинговой группы "Финэкспертиза" Агваном Микаеляном.
Dp.ru: Переговоры между США и Ираном дали шанс мирного исхода. Но есть подозрение, что эта карта еще не разыграна...
Агван Микаелян: Нельзя рассматривать только один сценарий. Возможный вариант — локальная, победоносная война, как любят США. Если разговор идет о такой войне, то проблема будет и региональная, и у США и частично у России, потому что в сфере российских интересов находятся Армения и Азербайджан, которые граничат с северным Ираном. А там много этнических азербайджанцев. В случае военных действий начнется серьезный исход беженцев. А если учесть тлеющий конфликт между Азербайджаном и Арменией, вероятна другая, параллельная региональная война. России участия в этой войне не избежать по той простой причине, что она имеет единственную военную базу вне своей территории – в Армении.
Читайте также:
Банк ВТБ-24 "отрекся" от клиентов из Ирана
Dp.ru: Когда речь заходит о войне, принято задавать вопрос — кому она выгодна.Опасения насчет Ирана — войны в Иране, например, отразились на рынке нефти. Нефть подорожала. То есть от этого выиграли другие экспортеры нефти.
А.М.: Маленькая победоносная война приведет к еще большему всплеску цен на нефть. Что в финансовом плане, скажем так, для той же России "будет хорошо". Но обмен высоких цен на участие в войне — это плохо или хорошо? Вывод делать не хочу. Но, мне кажется, глобально экономически даже Соединенным Штатам новая маленькая победоносная война неинтересна.
Dp.ru: Почему?
А.М.: Потому что два таких очага у них уже были, и они могли бы это дело продолжать. Так что качели мировой экономики движутся в сторону масштабной, обязательно длительной и кровопролитной войны, которая сможет списать все существующие диспропорции.
На фото: Заседание Ассамблеи экспертов в Тегеране
Dp.ru: Кто в ней может принять участие?
А.М. В такой войне будут участвовать страны арабского мира, близлежащие христианские регионы, наш Северный Кавказ. Обязательно подключатся Турция, Евросоюз, США. Насколько война выплеснется за рамки региона, сказать не могу, я не военный эксперт. Но такой сценарий вероятен.
Dp.ru: Политологи утверждают, что война начнется с конфликта Ирана с Израилем.
А.М. Это очень хороший "спусковой крючок", который требуется в любой крупной войне. В Первой мировой это было убийство Франца–Фердинанда, во Второй мировой — нападение на Польшу, в этот раз спусковым крючком может стать угроза безопасности Израиля. Но к этому моменту нужно нейтрализовать Сирию, которая сегодня тоже крупный военный игрок.
Dp.ru: То есть в перспективе речь идет о новой мировой войне?
А.М. Экономическая ситуация этому очень способствует.
Dp.ru: Война — это в первую очередь передел ресурсов. Что будет с нефтью, валютным рынком, инфляцией?
А.М.: При сегодняшнем уровне печатания денег цена на нефть находится на достаточно разумном уровне. Если начнется масштабная война — будет инфляция, которая должна сожрать все существующие сбережения и долги. Если инфляция будет 100% — нефть будет стоить $200, а если 1000% — $1000 и больше. Это вопрос покупательной способности и того, насколько серьезные экономические державы — те, которые потребляют нефть, а не экспортируют — будут включены в военные действия.
Dp.ru: В чем основная идея разжигаемого конфликта?
А.М.: Идея в том, что в результате войны инфляционные долги развитых стран будут списаны. И это обесценит все сбережения. Вспомните, как в Советском Союзе в 1991 году тысячи рублей превратились в копейки. При этом все, что вы одолжили, вы возвращали в том же номинале, потому что никто не будет индексировать свои долги. А в итоге — вот есть у вас $1 млн, а завтра миллион долларов будет стоить буханка хлеба. Зато и долгов никаких. Такая вот система очищения.
Dp.ru: В Швейцарии, в Цюрихе, один из первых в мире банков сожгли вместе в долговыми расписками, причем большая часть расписок принадлежала представителям местной власти. Правда, потом на том же месте снова построили точно такой же банк. История повторяется?
А.М.: Это очень вероятный механизм. Такой сценарий имеет вероятность не меньше чем 30-40%. Это и пугает. Потому, что, когда начинаются такие войны, работают уже не экономические законы. Война по такому сценарию — это миллионы жизней... Тут вообще можно сколько угодно фантазировать.
Dp.ru: Например?
А.М.: Например, большая часть энергоресурсов — 60–65% — в ходе войны может быть уничтожена. Не хватает нефти, газа. Кто–то начинает замерзать — требуется "справедливый" раздел того, что осталось. А в России нефть и газ есть, но она, допустим, не в состоянии обеспечить защиту границ...
Dp.ru: Все, конечно, возможно, но не будем забегать вперед.
А.М.: Не будем. Просто не зря в этом году 20 трлн рублей кинули на перевооружение армии. Это просто так не бывает.