Собственник компании "Терминатор" Кирилл Орт рассказал в интервью "ДП" о спасении бизнеса, отцовской принципиальности и о том, почему рынок демонтажа в Петербурге просел в 15 раз.
Кирилл, вы собственник "Терминатора"?
- Да, сейчас у меня 100% долей.
Как давно консолидировали пакет?
- После моего возвращения в компанию в 2009 году.
До этого вы были наемным менеджером?
- Не совсем так. В 2003 году, когда возник холдинг, меня пригласили на позицию генерального директора, предложив 15% акций. Холдинг возник на базе объединившихся управлений механизации, в том числе ГТП-13, "Транслайна", "Стройтранса-13". Всего на старте было шесть акционеров, включая меня. Потом осталось трое с равными долями.
На фото: Россия, Санкт-Петербург. Кирилл Орт, совладелец ООО "Терминатор", председатель совета директоров "Террикон".
Акционеры, придумавшие "Терминатор", были нацелены на реновацию хрущевок. Эта бюджетная программа вот-вот должна была стартовать, но, к сожалению, тогда сошла на нет. На рынке демонтажа в то время была только одна крупная компания - "Ассоциация по сносу зданий". "Терминатор" создал ей конкуренцию. Первым нашим проектом стал снос железобетонного недостроенного здания в Озерках для "М-Индустрии". Спустя год мы уже делили основную долю рынка с лидером.
Если все было так хорошо, зачем и куда вы ушли из "Терминатора"?
- В 2007 году я решил заняться своими проектами. Создал компанию "Террикон" для генподрядных работ и сосредоточил все внимание на ней. А "Терминатор" перешел в управление моих бывших партнеров. Но вскоре демонтажный бизнес стал им неинтересен. В начале кризиса жестко отработали их финансисты: вывели активы, не платя кредиторам, и распихали деньги по карманам.
Когда я понял, что происходит, вернулся и забрал "Терминатор" со всеми кредитами и долгами. В тот момент, на пике кризиса, они превысили 60 млн рублей. Основным кредитором была лизинговая компания. Она уже начинала расторгать договоры.
Вы выкупили доли у партнеров?
- Полностью. Мы произвели оценку активов на тот момент. На бренд никто не претендовал. Существующую технику пришлось поделить.
Как спасали бизнес?
- Пошел и открыто договорился с лизинговой компанией. Обещал отдать долги. Вскоре подписал мировое соглашение и к лету 2011 году полностью расплатился. На банкротство осознанно я не пошел. Во-первых, компания - это люди (многие из них стояли у ее истоков) и они в меня верили. Во-вторых, было жаль расставаться с таким брендом, как "Терминатор".
Значит, информация о банкротстве "Терминатора" была уткой?
- Дело в том, что те самые финансисты, которые довели бизнес до абсурда, в 2007 году для каких-то своих схем создали второй "Терминатор". Этого клона действительно пришлось обанкротить. Но люди часто путают. Говорю четко: "Терминатор", который я создавал в 2003 году, банкротом никогда не был!
Нет мыслей кого-нибудь снова привлечь в партнеры?
- Если честно, не хочу никого больше пускать в бизнес. Да и смысла нет. Я справляюсь. В ближайшие годы планирую работать и на демонтаже, и на генподряде, развивая два бизнеса параллельно. Нужно капитализировать обе компании: и "Терминатор", и "Террикон".
Видите ли себя в перспективе строителем?
- Кризис дал очевидный толчок к воплощению моей давней идеи о совмещении демонтажа с новым строительством. Идея возникла еще в 2005 году. Но, поскольку сильно прогрессировал рынок демонтажа, все остальное казалось второстепенным. Сейчас ситуация меняется…
Мы в период кризиса занимались разнопрофильными работами, даже построили два детских сада. Это эффективная схема. Все чаще мы комплексно заходим на объекты: договариваемся с заказчиком не только о подготовке площадки, но и о функции генподрядчика на последующую застройку.
А насколько за кризис просел рынок демонтажа?
- По рентабельности - раз в 15-16. Если до кризиса по некоторым проектам рентабельность доходила до 300%, то сейчас, подавая предложения инвесторам, мы стараемся не выходить за рамки 15%.
Почему такой провал?
- Появились компании, которые демпингуют. Некоторые работают просто ради работы, чтобы быть на рынке. Такая мотивация понятна в первый год, ну, во второй… Но есть фирмы, которые уже третий год так себя ведут. И бороться с ними не получается.
Какие сегодня у "Терминатора" позиции на рынке демонтажа?
- В Петербурге осталось три крупных участника: "Размах", "КрашМаш" и мы. Доли я обозначать не буду. Кризис внес свои коррективы. Если в 2009 году у нас было три контракта на демонтаж, в 2010-м - восемь, то в 2011-м - уже 18 договоров.
Из крупных контрактов прошлого года можно вспомнить снос 16 ветхих зданий в Красногвардейском районе по заказу строительного комитета, демонтаж ДК "Светлана" на пр. Мориса Тореза и недостроя роддома на пр. Ветеранов, 56.
Из понятных проектов 2012 года уже можете что-то назвать?
- Сейчас по заказу ГК "Эталон" сносим восемь корпусов бывшего Петербургского машиностроительного завода на Смоленской ул., 9. Параллельно находимся в переговорах с турецким партнером - генподрядчиком строительства аэропорта Пулково. Возможна небольшая, но интересная работа по демонтажу административных корпусов, ангаров и пожарной части аэропорта. Еще один крупный проект рассматриваем на Васильевском острове: в рамках строительства ЗСД на территории Морского порта планируем заниматься земляными работами и перекладкой инженерных сетей.
Порт - режимный объект с большим автомобильным трафиком. Как организуете процесс, чтобы не помешать
его работе?
- Пока видим доступ туда только по воде. Это возможно. Мы обсчитывали водный сценарий, когда участвовали в конкурсе на демонтаж ГИПХа в рамках проекта "Набережная Европы". Но поскольку там оказался очень загрязненный материал, то водный путь мы в итоге отклонили от греха подальше… Да и работу эту по конкурсу получил "Метрострой".
В каких еще крупных конкурсах вы в последнее время участвовали?
- В конце прошлого года прошел закрытый тендер "Силовых машин" на перевод инженерного корпуса "Электросилы". Из шести участников в финале осталось только два - мы и "Размах". По какой-то причине выбрали не нас. Но мы выиграли тендер на работы в квартале "Балтийская Жемчужина", где готовим площадки под новое строительство. У многих строительных компаний в последнее время появились в активе участки бывших промышленных территорий на Выборгской, Свердловской, Синопской наб., где для нас может найтись работа. Объемы там колоссальные.
В других регионах "Терминатор" работает?
- Есть переговоры в Калининграде, Московской области и Карелии. Но фактических проектов пока нет. Двигаться куда-то дальше не вижу смысла - только потеряешь контроль в основном регионе. Но, если экономически предложение будет интересно, обязательно за него возьмемся.
Какие средства планируете вложить в развитие компании в 2012 году?
- Думаю, 50-80 млн рублей инвестируем в модернизацию. Хотим поменять шесть единиц техники и докупить еще два экскаватора и разрушитель. Также ведем переговоры с итальянцами по поводу покупки новой дробильно-сортировочной установки - более мощной, чем наша. Средства будут собственные и заемные.
- Понятно, что в центре не должно быть хай-тека. Но нужно что-то делать и с ветхим и аварийным жильем. Очень много зданий, которые сохранить просто невозможно. В таких случаях, думаю, нужно сохранять исторические фасады при полной реконструкции внутренней части зданий.
Общественный интерес к таким проектам неизбежен. Обычно он негативный. Из-за этого мы уже несколько лет стараемся обходить центр стороной. Хотя у нас есть опыт успешно завершенных проектов в центре: демонтаж зданий на Невском пр., 55-59, подготовка площадки под строительство второй сцены Мариинского театра. А главное - у нас есть практически единственные в городе технические специалисты, которые могут на сложном специализированном оборудовании разобрать стену высотой 20 м по кирпичику.
Строительный блок Смольного недавно лишился двух вице-губернаторов:
Романа Филимонова
и
Юрия Молчанова
. Как это может повлиять на рынок?
- Идет смена команд управленцев. Это нормальный процесс. Надеюсь только, что те, кто придет следом, поддержат ключевые программы города: по реновации хрущевок, ремонту ветхого и аварийного жилья, выводу промышленных предприятий на периферию. От решения этих задач зависит и наша работа на рынке демонтажа.
Ваш отец
Александр Орт
с 2004 года бессменно возглавляет
Службу государственного строительного надзора и экспертизы Петербурга
. Он останется в команде нового губернатора?
- Этот вопрос не в моей компетенции. Только губернатору решать. Моего отца знают и ценят в городе как профессионала, как руководителя и чиновника строительной сферы. Я своей фамилией и своим отцом горжусь.
Родственные связи помогали в бизнесе или мешали?
- Когда люди видят одинаковые фамилии чиновника и бизнесмена, обычно возникают домыслы, что компания развивается только за счет административного ресурса. Это не так. Обратиться к отцу за советом - одно. Но пользоваться его возможностями как основным рычагом для закрепления на рынке - однозначно нет.
Мой отец - довольно консервативный человек. И я благодарен ему за то, что на старте он не посадил меня в какое-нибудь мягкое кресло. Хотя мог. А начинал я 15 лет назад помощником продавца в строительном магазине, параллельно проходя институтскую практику в строительных компаниях города. Уже после окончания ИНЖЭКОНа, в 2000 году, я создал компанию по комплектации объектов строительства инертными материалами. "Терминатор" стал следующим этапом.
Сейчас, встав на ноги, вы часто к отцу обращаетесь?
- Когда возникают сложные ситуации, иду за советом. Но в итоге зачастую все равно делаю по-своему. Просто у бизнеса иные правила, чем у чиновничьей сферы. Зато родственные отношения дисциплинируют: фамилия обязывает. Важно работать в рамках закона - без отступлений. Поэтому мы не выходим на площадку, если у заказчика не в порядке документы. Да, бывало, что отец звонил и спрашивал: "Это не ты?.." Но я никогда его не подводил.