Автоматизировать теперь можно практически все бизнес-процессы на предприятии. Но внедряют такие системы в основном средний и крупный бизнес.
Многие же малые предприятия вооружены простейшими программами, например Excel. Причины, препятствующие внедрению автоматизации, схожи во всех сферах бизнеса.
В первую очередь мешает нежелание владельцев небольших предприятий тратить на это деньги. К примеру, в гостиничном бизнесе, как рассказала генеральный директор ООО "Апарти Системс" Тамара Буйлова, системы автоматизации начали появляться еще 17 лет назад. Сегодня можно выбрать как минимум из 30 как российских, так и зарубежных разработок. Внедрение подобных систем позволяет, образно говоря, завязать в один узел все бизнес-процессы - от бронирования номеров и регистрации гостей до расхода препаратов для уборки номеров. "Все крупные гостиницы с фондом в несколько сотен номеров используют их по умолчанию, а среди малых гостиниц, мини-отелей и хостелов профессиональные системы внедрены лишь на 30% объектов, еще 20% применяют различные модификации программы Excel. Половина не использует ничего, экономя на этом", - утверждает Тамара Буйлова. Профессиональная программа, созданная специально для предприятий с малым номерным фондом, стоит от 25 до 100 тыс. рублей, отмечает сопредседатель общественного объединения The Hotels Club Елена Речиц.
Похожее пренебрежительное отношение к автоматизации бизнес-процессов наблюдается и среди малых предприятий общепита. "Причина банальная - просто жалеют на это деньги. Но те игроки, которые внедряют автоматизацию, как правило, используют два класса программ: те, что работают на базе 1С, или профессиональные. Написание программ под себя в общепите не столь популярно", - утверждает представитель петербургского филиала компании UCS Роман Лахреев. По его оценке, недостаток самописных программ состоит в том, что их требуется постоянно дорабатывать, внедрять новый функционал, а значит, доплачивать программистам. "Минус 1С состоит в неудобном интерфейсе и привязке программы к серверу. Если связь пропадет, касса перестанет работать", - продолжает Роман Лахреев. Самый же главный недостаток профессиональных систем для общепита заключен в стоимости - 250-400 тыс. рублей.
Помимо нежелания некоторых владельцев бизнеса инвестировать в автоматизацию также сопротивление процессу происходит от младшего персонала. "Особенно сложно с немолодыми сотрудниками, которые привыкли работать по старинке. Занесение данных в систему они воспринимают как лишнюю работу", - отмечает Тамара Буйлова.
По мнению совладельца компании "Фастпроджект" (открытие новых заведений общепита) Андрея Чепракова, внедрение системы автоматизации способно повысить прибыльность заведения на 10-12%. "Это происходит за счет того, что есть возможность контролировать все процессы, происходящие в ресторане, вплоть до того, сколько грамм продуктов было использовано и в каких конкретных блюдах", - рассказал он. Но самое главное преимущество, которое дают подобные системы, состоит в том, что они позволяют оперативно отслеживать востребованность товаров и услуг и корректировать предложение.
Как рассказала генеральный директор сети клиник "Шведская стоматология" Наталья Миронова, несколько лет назад она заказала создание программы для своих клиник, вложив в это $5 тыс. "Сколько мы тратим материалов, я и так знаю. Программа позволяет быстро сделать анализ нашей клиентской базы. Например, сделать возрастную разбивку, узнать, какие проблемы сейчас преобладают", - отмечает она. Кроме того, автоматизация позволяет оптимизировать трудозатраты.
Сегодня в Петербурге, по оценкам экспертов, на рынке автоматизации бизнеса свои решения предлагают более 100 различных компаний. Точнее сказать сложно, отмечают они, потому что на этом рынке работает много фрилансеров, проектных групп и мелких фирм.