В последнее время основное внимание большинства покупателей загородной недвижимости бизнес- и элит-класса сосредоточено не столько на перечне объектов инфраструктуры, сколько на качестве услуг по их управлению и обслуживанию.
По словам Михаила Беленицкого, президента компании "ПетроСтиль", покупатель загородной элитной недвижимости хочет знать и ответ на вопрос, кто будет заниматься обслуживанием поселка. По его словам, "ПетроСтиль" собирается активно развивать это направление, тем более что сервисы, которые предоставляются клиентам, после того как они уже купили дом, могут стать и существенной статьей дохода.
"Если лет десять назад клиента волновали две основные характеристики: месторасположение и площадь, то сегодня профессионализм покупателей элитной недвижимости вырос. Они уже смотрят на целую совокупность качеств, их интересует все - от проектных решений до нюансов постсервисного обслуживания объекта недвижимости", - рассказал Михаил Беленицкий.
Содержание инфраструктурных строений требует, безусловно, вложений и, по подсчетам Knight Frank St. Petersburg, в зависимости от количества домовладений и объема инфраструктуры затраты могут составлять от 5 до 20% от общего размера коммунальных платежей. При этом вполне понятно, что сейчас каждый покупатель интересуется расходами на содержание будущего загородного дома. В том числе и от этого зависит решение о покупке в пользу того или иного объекта.
В зависимости от класса поселка набор инфраструктуры различен. В настоящий момент в классе А эксперты наблюдают ситуацию, когда рынок состоит преимущественно из поселков, где значительная часть строительных работ завершена. Поэтому можно проанализировать ситуацию, исходя из реальных фактов и намерений застройщика, которые подтверждаются мнением уже заселившихся жильцов.
Среди элитных поселков встречаются действительно обеспеченные объектами инфраструктуры, в ряде других выделены только спортивная площадка и административное здание.
"В целом для проектов клубного характера создание инфраструктурных объектов неэффективно даже в дорогом сегменте, хотя и понятно, что именно такие элементы выделяют поселок и делают его более комфортным", - отмечает Тамара Попова, руководитель отдела исследований рынка недвижимости Knight Frank St. Petersburg.
В поселках бизнес-класса объекты инфраструктуры обычно ограничиваются детскими и спортивным площадками, административным зданием на въезде, а также пирсами, если поселок расположен на воде.
По словам Дениса Вястрика, инвестора жилого района Ванино, изменения претерпевают проекты, где были заявлены и бассейны с фитнес-центрами, и частные сады со школами, салоны красоты. "Происходит это ввиду недостатка клиентов либо отсутствия интереса со стороны бизнеса. Все-таки состоятельные граждане привыкли посещать свои центры и места отдыха, развития и развлечения. Даже если девелопер построит весь заявленный набор, скорее всего, сроки его функционирования окажутся сильно сдвинуты относительно сроков завершения строительства. Ведь бизнес ждет уже готовых клиентов, нет смысла начинать работать на строительной площадке", - утверждает Денис Вястрик.
В наполнении инфраструктурой новых проектов у девелоперов два основных критерия - финансовая обоснованность и экономическая целесообразность.
"Например, нет смысла делать спортивный комплекс в составе небольшого поселка, находящегося в Репино, поскольку вокруг достаточно заведений, предлагающих полный спектр разного рода услуг (конные и спортивные клубы, рестораны, spa), - полагает Тамара Попова. - При этом свой бассейн с тренажерным залом и бильярдом - завидное преимущество. Новым решением на загородном рынке стали проекты, включающие в свой состав гольф-поле, где-то более, где-то менее профессиональное. В нашем климате гольф-поля не распространены, хотя именно для жилого девелопмента они позволяют создать отличные видовые характеристики, что так важно для домов премиум-класса".
Набор инфраструктуры зависит от многих факторов, и этим вопросом задается каждый девелопер при проектировании очередного поселка. "Найти ту грань, когда соотношение элементов инфраструктуры в проекте будет выгодно отличать и повышать интерес к проекту и вместе с тем не будет слишком затратно впоследствии в содержании и востребовано жителями поселка, удается только очень опытным застройщикам и консультантам", - уверена Тамара Попова.