Центр Петербурга окружен "серым поясом" промышленных предприятий, который занимает 19 тыс. га. Это больше 13% общей площади города.
Только на территории исторического центра города, который занимает 5,8 тыс. га, расположены 200 предприятий. Из них объекты, износ которых достиг 60-70%, – это 2,2 тыс. га, то есть половина центра города. Эта "серая масса", с одной стороны, тормозит развитие Петербурга, с другой – является существенным резервом для жилищного и коммерческого строительства.
Пока редевелопмент в нашем городе носит точечный характер – в виде преобразования административных зданий бывших предприятий в офисные центры. По оценке экспертов Colliers International, 15% городских бизнес-центров классов А и В являются примерами такого редевелопмента. "И эти проекты достаточно успешны и пользуются спросом у арендаторов", – утверждают эксперты ASTERA и приводят в пример БЦ "Фидель" на базе Александро-Невской мануфактуры, сеть БЦ "Сенатор" на территории обойной фабрики и фабрики "Россиянка", офисные комплексы "Базен" и "Аврора Сити" (бывшие производственные корпуса НПО "Знамя труда"), а также офисные площади на территории "Русских самоцветов".
Проектов комплексного редевелопмента в городе пока единицы. Большинство из них предполагают перевод предприятий на периферию, а этот процесс, по словам вице-президента ВТБ Александра Ольховского, занимает в лучшем случае 5 лет. Кроме того, редевелопмент дорог. Только снос промышленных корпусов стоит в среднем по городу 15-20 млн рублей за 1 га. Кроме того, земля под бывшими предприятиями обычно требует рекультивации, а это еще 10-60 млн рублей за 1 га, в зависимости от степени загрязненности.
На фото: Россия, Санкт-Петербург. Экскурсия по компании ОАО "Русские Самоцветы" - продажа и производство ювелирных изделий
Так что экономическая целесообразность проектов редевелопмента не всегда очевидна. Позволить их себе могут только крупные и благополучные компании, у которых есть доступ к длинным и дешевым деньгам. Тем не менее сегодня в активной стадии реализации находится редевелопмент кварталов Шкапина – Розенштейна и Московская-Товарная. Начинается работа на территории бывшего завода "Петмол".
Большая территория, которую приведут в порядок в ближайшее время, – это Выборгская сторона. Здесь существуют планы по выводу Крестов, реконструкции Финляндского вокзала, а также редевелопменту территорий заводов "Красный Выборжец", "Арсенал", "Силовые машины".