Патриарх Кирилл прокомментировал резонансную историю о собственной квартире, которую якобы испортили своим ремонтом соседи, причем сумма ущерба составила 20 млн рублей. Патриарх подтвердил, что квартира – его, но воздействия на суд, по его словам, он не оказывает.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подтвердил, что квартира в "Доме на набережной" в Москве действительно принадлежит ему. Патриарх рассказал, что квартиру ему "подарил" бывший заместитель мэра Москвы Владимир Ресин и что сам он в этой квартире не жил (там живут его двоюродные сестры и хранится библиотека отца патриарха).
Также глава РПЦ подтвердил, что ремонт в квартире соседей (ее владельцем является бывший министр здравоохранения, кардиохирург и священник Юрий Шевченко) действительно причинил серьезный ущерб его собственной квартире. Атмосферу в квартире патриарх сравнил с Хиросимой.
Патриарх подтвердил, что его родственники обратились в суд с требованием взыскать с виновных деньги на ремонт. При этом глава РПЦ говорит, что никакого давления на суд он не оказывал и не оказывает. Патриарх отметил, что сумма иска (20 млн рублей) могла быть и выше, но он согласился на проведение менее затратного ремонта и реставрации имущества (прежде всего библиотеки).
Наблюдатели предполагают, что патриарх Кирилл, вероятно, действительно не вмешивается в эту ситуацию. При этом исковые требования, предъявленные его родственниками, выглядят завышенными, но принимали такое решение они сами. А суд, в свою очередь, безо всякого давления и "на всякий случай" принял "сторону патриарха", не вдаваясь в детали, говорят наблюдатели.
Того же мнения придерживаются и родственники Юрия Шевченко. Они не согласны с судебным решением, но обвиняют не патриарха, а суд, который они считают "неадекватным".
На фото: Патриарх Кирилл в разное время
История этого квартирного вопроса стала известна на прошлой неделе. Проживающие в принадлежащей патриарху квартире его близкие подали в суд на соседей, проводивших в своей квартире ремонт. По словам истцов, ущерб от проникнувшей в квартиру пыли составил 26 млн рублей (впоследствии сумма претензий была снижена до 20 млн). Суд принял сторону родственников патриарха. Основная часть суммы должна пойти на ремонт квартиры и реставрацию книг.
Блогеры отмечают три нюанса этой истории. Во-первых, сумма претензий кажется им необоснованно завышенной (например, аренда квартиры на время ремонта якобы обошлась в более чем 2 млн рублей). Во-вторых, Юрий Шевченко, оставаясь практикующим кардиохирургом, по благословению патриарха Алексия учился в семинарии и теперь является священником. В-третьих, квартира в "Доме на набережной" оформлена на Владимира Гундяева, в том время как устав РПЦ вроде бы запрещает патриарху (как и любому монаху) владеть имуществом.
Прокомментировал патриарх Кирилл и историю о часах Breguet стоимостью около миллиона рублей. Фотография патриарха в этих часах некоторое время назад активно обсуждалась в Интернете. Глава РПЦ признал, что такие часы у него действительно есть (их ему подарили), но он их никогда не носил, а фотография является коллажем.
Очередные резонансные истории, связанные с РПЦ, бурно обсуждаются в блогосфере. Некоторые комментаторы видят в происходящем "мракобесие" и спланированную войну против патриарха, Русской православной церкви и российской культуры. По некоторым данным, бороться против "антицерковной кампании" планирует ФСБ. Журналист Владимир Варфоломеев в своем блоге в Живом журнале цитирует знакомого ему священника:
"Недавно разговаривал со знакомым офицером ФСБ. Он говорит: "Знаете, сейчас у нас в ФСБ собираются создать отдел, который будет заниматься темой публикаций о церкви в средствах массовой информации". Спрашиваю, зачем это нужно. Отвечает, что в Россию поступили большие деньги для оплаты заказных статей, дискредитирующих Русскую православную церковь, епископат и особенно Патриарха Кирилла. Спрашиваю: "Кто проплачивает этот заказ: Европа или…". "Или" [отвечает собеседник]. Мой собеседник продолжил: "Православная церковь – та сила, которая цементирует общество, делает его сильным, по сути, спасает Россию. Врагам России нужно нанести удар по церкви, подорвать уважение к ней в народе, и государство перестанет быть сильным".
Другие наблюдатели считают, что никакой "спланированной акции" нет, а есть лишь реакция некоторой части общества на отдельные поступки и заявления руководителей РПЦ – в частности, на поддержку Владимира Путина в предвыборной кампании, на требование уголовного преследования участниц группы Pussy Riot, на историю с квартирой в "Доме на набережной" и прочее. "Каждое публичное выступление и поступки Патриарха и особенно [протоиерея Всеволода] Чаплина лучше любых "заказных" статей компрометируют церковь", – считает автор блога НЕпутин.
В свою очередь, нейтрально настроенные комментаторы, как верующие, так и неверующие, пишут, что двум сторонам конфликта не хватает не только взаимопонимания, но прежде всего желания достичь этого взаимопонимания. По мнению этой части блогосферы, ни острые и подчас несправедливые "антиклерикальные" обвинения, ни та "державная" жесткость, с которой на эти акции реагирует РПЦ, не принесут ни церкви, ни обществу ничего хорошего.