Эксперты ждут открытия 10 АЗС в 2012 г. У компаний более масштабные планы.
Кризис притормозил развитие топливной розницы в Петербурге. В прошлом году общее количество АЗС практически не изменилось - сейчас в городе около 470 АЗС, которые управляются 25 компаниями.
В основном компании продолжают осваивать земельные участки, приобретенные ранее на торгах у города.
В лидеры по темпам развития в Северо-Западном регионе вышла компания "Газпром нефть" - она в 2011 г. ввела в эксплуатацию 16 АЗС (11 построено, пять реконструировано) в Петербурге, Ленинградской и Псковской областях. По словам генерального директора ЗАО "Газпромнефть-Северо-Запад" Валерия Ледовских, в 2012 г. планируется ввести в эксплуатацию порядка 16 АЗС. Таким образом, к концу года сеть "Газпром нефти" в регионе может составить 71 АЗС, к концу 2013 г. - 89 АЗС, а в 2020-м - 158 АЗС.
На фото: Автозаправочная станция "Газпром нефть".
"Не все участки, приобретенные у города, в настоящее время застроены, - отмечает Валерий Ледовских, - это связано с обременениями, в числе которых необходимость освободить землю от построек, перенос инженерных сетей, изменение конфигурации дороги для устройства въезда/выезда".
Вертикально интегрированные компании (ВИНК) сейчас более активны на рынке АЗС, чем независимые операторы. Доля ВИНК имеет тенденцию к росту и в настоящее время составляет более 50%.
Так, российско-британская ТНК-ВР планирует в 2012 г. инвестировать в развитие сети АЗС $350 млн, что на 17% больше, чем в 2011-м. По словам вице-президента по маркетингу ТНК-ВР Александра Нестерова, компания приобретет и построит 100 станций, из которых около 40 в Петербурге и Ленинградской области.
На фото: Россия, Санкт-Петербург. Валерий Ледовских, генеральный директор ЗАО "Газпромнефть-Северо-Запад".
Активную работу по увеличению своих сетей в Петербурге ведут "Роснефть" и финская Neste. "Но "Роснефть" сейчас больше сосредоточена на своей "олимпийской" программе", - рассказывает президент НП "Нефтяной клуб Петербурга" Олег Ашихмин. Neste Oil в 2011 г. построила три новые АЗС и приобрела четыре у частного оператора.
Российское подразделение одного из крупнейших операторов АЗС в Скандинавии Statoil приобрело у "Экогазсервиса" семь АЗС в Петербурге и Ленобласти, таким образом удвоив количество АЗС в регионе.
Один из лидеров рынка и крупнейший независимый оператор на топливном рынке Петербурга - Петербургская топливная компания (ПТК) в 2011 г. в Петербурге новые АЗС не запускала. Компания открыла одну АЗС в Выборгском районе Ленобласти и еще одну автоматическую АЗС в Пскове. Это соответствует планам ПТК открывать до трех АЗС в год.
Некоторые операторы в 2011 г. продавали свои станции. Так, "Фаэтон" продал три АЗС, "Башсервис" - четыре, ARIS - две. Причиной того, что независимые операторы не открывали новые АЗС, стали высокие цены на топливо у производителей. "Прибыль у владельцев АЗС была минимальной, и вкладывать в развитие было нечего", - говорит Олег Ашихмин.
Перспективно строительство автоматических АЗС, их доля в Петербурге, по разным оценкам, составляет 10-15% от общего количества АЗС.
"Мы рассматриваем строительство автоматических и полуавтоматических станций на тех участках, где нет возможности возводить стандартные заправки или это нецелесообразно, к примеру, по соседству расположен супермаркет", - добавляет первый заместитель генерального директора ПТК Леонид Чурилов. Да и в целом потенциал для развития рынка АЗС все же есть - это прежде всего новые жилые кварталы, КАД, а также съезды с Западного скоростного диаметра.