Региональное отделение ФСФР по Северо-Западу, которое регулирует страховой рынок, на своем сайте опубликовало число жалоб на страховщиков за два квартала: четвертый 2011 и первый 2012 годов. Примечательно, что ранее число жалоб регулятором не афишировалось – сотрудники Страхнадзора сообщали их журналистам неформально.
В РО ФСФР говорят, что информацией о числе нареканий на страховщиков можно пользоваться как рейтингом, так как соотношение сборов и жалоб выявляет, как компания работает, в отличии от рейтинговых агентств и «народных рейтингов». «Достаточно поделить количество жалоб на количество заключенных договоров и можно вывести рейтинг компании», - замечает Менке Конеев, помощник руководителя РО ФСФР в СЗФО. Он также добавляет, что споры по занижению выплат, отказы, затягивание сроков выплаты по полису каско, ОСАГО – это наиболее распространенный перечень конфликтных ситуаций на страховом рынке». По оценке регулятора, лидером по количеству жалоб стала «Ростра»- на компанию писали жалобы 281 раз. Сейчас у нее отозвана лицензия. Далее в списке «Росгосстрах» (198 жалоб), затем группа МСК (97) и «РЕСО-Гарантия» (58). Всего в списке 64 страховщика, на которых суммарно за 2 квартала нажаловались 1201 раз.
Корреспондент "ДП" последовал совету чиновника и поделил число жалоб на число договоров. Для удобства сравнения значение коэффициента у самого крупного страховщика – компании «Росгосстрах» было приведено к единице. Для подсчета были взяты ТОП-20 игроков по Северо-Западу, так как у маленьких компаний даже небольшие отклонения по жалобам дали бы искаженные результаты.
В итоге картина вырисовывается примерно равная: по «жалобным» данным 9 компаний вызывают меньше нареканий, чем «Росгосстраха» и 11- больше. Примечательно, что следуя рейтингу ФСФР у «Росгосстрах» и РЕСО почти совпали коэффициенты. Хотя имидж у компаний в глазах автовладельцев почти полярный. Считается, что одна компания платит хорошо, а другая - плохо. Меньше всего соотношение жалоб и договоров у СОГАЗа (что понятно, так как компания почти не страхует каско и ОСАГО) и ЭРГО Русь (страховщик львиную часть договоров заключает по малоубыточной зеленой карте). Практически отсутствуют жалобы на крупных петербургских страховщиков «КИТ Финанс страхование» и «АСК-Петербург».
Страховщик
Читайте также:
Страховщиков поделят на чистых и нечистых
Количество заключенных договоров страхования
Сумма страховых премий
(тыс. руб.)
Итого, жалоб за два квартала
Коэффициент
соотношения сборов и жалоб
1
ООО "Росгосстрах"
2 777 288
10 747 988
198
1,0
2
ОСАО "РЕСО-Гарантия"
871 810
8 933 760
58
0,9
3
ОАО "СОГАЗ"
147 472
4 641 463
1
0,1
4
ООО "Группа Ренессанс Страхование"
858 997
3 906 932
38
0,6
5
СОАО "ВСК"
490 387
3 569 212
29
0,8
6
ОАО "Страховая группа МСК"
592 228
2 949 599
97
2,3
7
ООО "Согласие"
343 422
2 796 253
52
2,1
8
ОСАО "Ингосстрах"
220 892
2 329 488
20
1,3
9
ЗАСО "ЭРГО Русь"
597 439
2 160 392
11
0,3
10
ОАО "Альфастрахование"
302 265
2 146 803
14
0,7
11
ОАО "РОСНО"
330 206
1 695 655
11
0,5
12
ЗАО "УралСиб"
194 590
1 583 243
18
1,3
13
ОАО "Югория"
191 445
1 566 157
16
1,2
14
"КИТ Финанс Страхование"
922 083
1 501 490
3
0,0
15
ОАО "Прогресс-Гарант"
53 900
915 066
6
1,6
16
ООО СК "Цюрих"
127 504
796 290
22
2,4
17
ЗАО "ГУТА-Страхование"
50 849
651 584
26
7,2
18
ООО "ОРАНТА"
69 001
534 499
16
3,3
19
ОСАО "Россия"
105 193
517 879
19
2,5
20
ЗАО "АСК-Петербург"
195 655
515 990
3
0,2
Что касается аутсайдеров, то много хуже, чем у «Росгосстраха» ситуация по жалобам у «ГУТА страхование» с коэффициентом 7,2, а также у «Оранта» 3,3. Несколько страховщиков попали в интервал 2,0-2,5: «Россия», СГ МСК, «Согласие», и «Цюрих». Подробные данные приведены в таблице в конце статьи.
Опрошенные эксперты говорят, что данный рейтинг лучше, чем всевозможные «народные рейтинги». Зачастую на Интернет порталы пишут хвалебные отзывы подкупленные блоггеры, они же не стесняются писать гадости про конкурентов своих нанимателей. Кроме того, владельцы некоторых таких рейтингов сами не стесняются брать деньги у страховщиков. «Рейтинг ФСФР, конечно, объективный, но с другой стороны, вопрос в том, какие жалобы учтены - поступившие, принятые или отработанные, - говорит Алексей Кузнецов, генеральный директор юридического бюро «Правила Страхования». - Ввиду отсутствия информации о типах жалоб, для страхователя лучше ориентироваться и на другие рейтинги в комплексе»
Эксперты также считают, что малоэффективно жаловаться ФСФР, так как регулятор обычно вмешивается поздно. Показателен пример с «Ростра», на которую жаловались из-за неплатежей с начала года, но компания смогла заключать договоры до конца года. «Писать жалобы в любые инстанции на страховщиков смысла нет, так как денег все равно не будет, - заключает Спартак Китранов, старший юрист компании "Автоправозащита". - Пострадавшему надо идти в суд или продать долг».