Ленобласть планирует продать свой пакет акций в компании, которой достались активы порта Усть-Луга. Сделка должна снизить политические риски.
Предприниматели готовятся к смене власти в Ленобласти: летом 2012 года Валерий Сердюков может покинуть пост руководителя региона. Ведь смена властных элит, даже на региональном уровне, нередко в России приводит к переделу собственности и сфер влияния.
Так, в Петербурге с приходом нового губернатора Георгия Полтавченко были приостановлены многие дорогостоящие инвестиционные проекты, получившие зеленый свет при прежнем губернаторе Валентине Матвиенко. Например, структуры, аффилированные с депутатом Госдумы РФ Виталием Южилиным, пытались прорыть под Невой Орловский тоннель. Однако теперь не ясно, чем все закончится для Виталия Южилина: ростом капитализации его петербургского бизнеса или убытками. Владельцы крупного бизнеса в Ленобласти начали готовиться к смене власти в регионе заранее, а именно дистанцируются от чиновников, чтобы минимизировать политические риски.
Осенью 2011 года Валерий Израйлит (возглавляет совет директоров ОАО "Компания "Усть-Луга") и Владимир Якунин (президент ОАО "РЖД"), структурам которых принадлежит 79% акций заказчика-застройщика порта в Усть-Луге – ОАО "Компания "Усть-Луга", решили вывести из компании основные производственные активы в новое юридическое лицо – ОАО "Транспортно-логистический комплекс" (ТЛК). А теперь стало известно, что правительство области планирует продать принадлежащие ему 20,99% акций этого предприятия.
На фото: Совещание в Кингисеппе по строительству порта в Усть-Луге.
Израйлит Валерий генеральный директор ОАО компании Усть-Луга.
"Мы не можем продать свой пакет сейчас юридически, поскольку он не включен в программу приватизации, – говорит вице-губернатор Ленобласти Александр Дрозденко (он также входит в совет директоров компании "Усть-Луга" и ТЛК). – Сначала надо акции ТЛК включить в программу приватизации, утвердить ее и оценить акции". По его словам, акции могут быть выставлены на торги в 2013 году.
Стремление избавиться от акций чиновник объясняет необходимостью вкладывать средства в развитие терминала "Юг-2". Возможно, средства будут привлекаться за счет дополнительной эмиссии акций, а у области нет средств на приобретение дополнительных бумаг, а значит, доля области будет сокращаться.
Источник в компании сообщил "ДП", что основные собственники предприятия проводят реорганизацию и хотят исключить областное правительство из числа акционеров ТЛК в связи с грядущей сменой власти в регионе.
ОАО "ТЛК" появилось на свет в январе 2012 года. В его распоряжение перешли производственные активы компании "Усть-Луга" – имущество многопрофильного перегрузочного комплекса "Юг-2", а также 74% акций ОАО "Морской торговый порт Усть-Луга", оказывающего портовые услуги (стивидорные, буксировочные и пр.) на территории "Юг-2".
Общая стоимость отошедших ТЛК активов составила примерно 6,7 млрд рублей. В распоряжении компании "Усть-Луга" осталось активов на 3-4 млрд рублей. Это права и обязанности по развитию порта и прилегающих территорий, права на земельные участки, права на разработку карьера "Белореченский", внутрипортовые системы инженерии, дочерние общества для привлечения стратегических инвесторов, в частности ОАО "ПортЖилСтрой", которое ведет строительство припортового города на 34,5 тыс. жителей. Кроме того, компания "Усть-Луга" планирует возвести вокруг порта промышленную зону, где разместятся обрабатывающие предприятия по переработке нефти, газа, металла и другие объекты.
В конце февраля премьер-министр РФ Владимир Путин распорядился включить проект комплексного развития порта Усть-Луга в перечень приоритетных инвестиционных проектов Северо-Западного федерального округа. Предполагаемый объем инвестиций может превысить 112 млрд рублей.
Привлечением инвесторов в новый проект займется компания "Усть-Луга". "Она вернулась на 15 лет назад, и основной бизнес этой компании – это формирование земельных участков, получение необходимой разрешительной документации по развитию промышленных производств, а также создание акционерных обществ для привлечения инвесторов", – говорит Александр Дрозденко.
В конце марта этого года ОАО "ТЛК" выпустило акций на 36,9 млн рублей. Бумаги вновь образованной компании распределились между совладельцами компании "Усть-Луга" пропорционально их долям в "Усть-Луге", то есть правительству Ленобласти досталось 20,9% акций. Остальные 79% бумаг распределились между структурами Валерия Израйлита и структурами РЖД, которые возглавляет Владимир Якунин.
За месяц до официального решения о реорганизации "Усть-Луги", в сентябре 2011 года, Валерий Израйлит подписал соглашение с Gulftainer Global Logistics Limited (арабский оператор портовых терминалов) о развитии терминала "Юг-2". Согласно документу Gulftainer вложит 192 млн евро (7,5 млрд рублей) в строительство складского логистического комплекса. В обмен на инвестиции арабский инвестор получил право приобрести 25% акций + 1 акция ТЛК. Прошлой осенью генеральный директор ОАО "Компания "Усть-Луга" Максим Широков заявлял, что сделка будет закрыта в I квартале 2012 года. Теперь планы изменились. "На сегодняшний день сделка структурируется и будет завершена в течение ближайших 2-3 месяцев", –- говорит Максим Широков.
Несколько источников, близких к сделке, пояснили "ДП", что дополнительной эмиссии акций точно не будет: скорее всего, около 6% акций Gulftainer получит от структур Валерия Израйлита и Владимира Якунина, а затем, возможно, выкупит бумаги Ленобласти. Кто еще кроме Ленобласти может продать акции, пока не ясно. "Этот вопрос еще не решен. Там много акционеров, у каждого по пакетику", – говорит представитель Gulftainer Майкл Фридрих.
По аналогии с Петербургом в зоне политических рисков после смены власти в области могут оказаться и другие инвестпроекты Ленобласти. Например, строительство Новоладожского водовода стоимостью 50 млрд рублей, об инвестициях в который Валерий Сердюков в начале года подписал соглашение с бывшим премьер-министром Армении, главой группы компаний Knightsbridge Арменом Саркисяном. Затем глава области объявил о планах строительства в регионе сразу четырех мусороперерабатывающих заводов общей стоимостью 2 млрд евро (78 млрд рублей).