Россия, Санкт-Петербург. "Вагонмаш" продемонстрировал первые вагоны проекта "НеВа" в преддверии передачи их на испытательный срок в ГУП "Петербургский метрополитен".
09:3824 апреля 201209:38
235просмотров
09:3824 апреля 2012
Площадка находящегося на грани банкротства ОАО "Вагонмаш" на Московском проспекте досталась холдингу "Эталон". Теперь кредиторам предприятия остается рассчитывать на реструктуризацию долгов.
В начале апреля выяснилось, что на счету петербургского вагоностроителя ОАО "Вагонмаш", поставлявшего вагоны для Петербургского метрополитена, а также трамваи для городского транспорта, осталось всего 59 тыс. рублей. Судебным приставам пришлось арестовать 10 недостроенных вагонов и сушильную камеру завода по долгам трех кредиторов, которым он задолжал 30 млн рублей.
Следом в
Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти возобновилось дело о банкротстве "Вагонмаша", начатое по иску петербургского ЗАО "Тракт-Санкт-Петербург" еще в октябре 2011 года. С этим истцом завод рассчитался. Но в ноябре прошлого года финансовые претензии на 18 млн рублей заводу выставило ЗАО "Проммонолит". На этом-то этапе в дело и вмешалось дочернее предприятие холдинга "Эталон" ООО "ЖК "Московский", погасив задолженность перед кредитором в январе 2012 года. Производство по делу о несостоятельности (банкротстве) "Вагонмаша" приостановилось.
Холдинг "Эталон"
Вячеслава Заренкова
, один из крупнейших девелоперов Петербурга, еще в 2010 году договорился с "Вагонмашем" (основным собственником которого считается Сергей Кияшко) о том, что завод продаст застройщику занимаемую землю площадью 13 га в престижном районе Петербурга - на Московском пр., 115.
Как стало известно "ДП", теперь сделка завершена. "Процесс перевода земли в собственность шел медленно из-за банковских залогов", - признается один из участников рынка, знакомый с ситуацией. В пресс-службе "Эталона" подтвердили, что землей и производственными корпусами владеет ООО "ЖК "Московский", созданное в 2011 году. "Вагонмаш", совокупный долг которого перед кредиторами составляет 3,6 млрд рублей, арендует производственные мощности у застройщика.
Сумму сделки стороны не раскрывают. По оценкам экспертов АРИН, цена земли может достигать 1,8 млрд рублей. Стоимость подготовки территории к застройке, по оценке ГК "Размах", обойдется девелоперу примерно в 200 млн рублей.
На приобретенной земле "Эталон" хочет построить 200 тыс. м2 жилья, гармонично вписав в ансамбль памятники промышленной архитектуры (здание заводоуправления, кузовной и вагоносборочный цеха). Совокупные инвестиции могут превысить 12 млрд рублей ($400 млн).
Начать строительство "Эталон" сможет после того, как "Вагонмаш" полностью освободит территорию в 2014 году. По словам председателя совета директоров завода Андрея Кабанова, к концу 2013 года планируется свернуть производство на Московском пр. и развернуть его на площадке дочернего общества "Вагонмаша" - Петербургского трамвайно-механического завода (ПТМЗ), расположенной в Выборгском районе Петербурга, на Чугунной ул.
Совокупный долг "Вагонмаша", по данным отчетности за 9 месяцев 2011 года, составляет 3,6 млрд рублей. Крупнейший кредитор - Северо-Западный Сбербанк: 1,4 млрд рублей. Остальная масса долга приходится на многочисленных партнеров и смежников "Вагонмаша".
Один из крупных миноритарных кредиторов (19 млн рублей) - чешская компания ООО "ЦИАС Еастерн Еуропе", совместно с которой "Вагонмаш" планировал возвести новый производственный корпус по изготовлению современных вагонов метро на Чугунной ул. Привлечь нужную сумму (2,2-2,4 млрд рублей) на реализацию этого проекта заводу пока не удалось.
Что касается Сбербанка, то, по словам Андрея Кабанова, завод ведет с кредитором работу по реструктуризации долга. В банке информацию об этом не подтвердили, сообщив лишь, что в залоге находится земельный участок ПТМЗ на Чугунной ул.
Портфель заказов "Вагонмаша" пока покрывает только половину всей задолженности. Предприятие изготавливает 50 вагонов для Киевского метро и еще восемь почтовых вагонов по заказу "ВТБ-лизинг", общая стоимость контрактов - 1,6 млрд рублей. К тому же от "Вагонмаша" отвернулся основной клиент - ГУП "Петербургский метрополитен". В феврале этого года подземка заключила трехлетний контракт на изготовление 102 вагонов с Октябрьским электровагоноремонтным заводом, входящим в группу "Трансмашхолдинг", - стоимость контракта около 2,6 млрд рублей.
Андрей Кабанов признается: "По долгам с кредиторами, по иску которых было арестованы изделия в незавершенном производстве и имущество завода, мы не рассчитались". Тем временем кредиторы заявляют все новые и новые требования. Последним 19 апреля в дело о банкротстве вступило ООО "ФинТорг".
В такой ситуации вряд ли кредиторы смогут получить что-нибудь с завода. Ведь все самое ценное уже продано, остались только незавершенные вагоны, что вряд ли удовлетворит всех кредиторов.
По всей видимости, кредиторам придется договариваться о реструктуризации долгов. Руководство завода не скрывает, что рассчитывает на это. Кроме того, предприятие не собирается прекращать свою деятельность. А застройщик, возможно, поддержит его материально. По словам Андрея Кабанова, завод хочет модернизировать существующие мощности ПТМЗ на Чугунной ул., чтобы выпускать современные вагоны метро и трамваи.
Стоимость этого проекта гораздо меньше того, который "Вагонмаш" изначально собирался реализовать совместно с чешскими партнерами: всего 400 млн рублей, однако и этой суммы у "Вагонмаша" пока нет.